Шолбан Кара-оол: Фестиваль «Устуу-Хурээ» привлекателен демократизмом
В Туве подводят итоги фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»
«Фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» привлекателен своим демократизмом, собирая на одной сцене представителей самых различных музыкальных направлений и стилей – от хард-рока до этно со всех уголков планеты, - поделился своими впечатлениями Глава Тувы, член Высшего совета партии «Единая Россия» Шолбан Кара-оол в соцсетях. - Фестиваль органично вписался в ткань древнего животноводческого праздника, потому что лейтмотивом его программы остается, как и в прежние годы, искусство тувинского хоомея, горлового пения, обязанного своим появлением кочевой культуре Тувы. Вчера от всей души поздравил всех с музыкальным праздником! Был рад снова почувствовать этот интернациональный дух и взаимный позитив!»
Участники фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» разъехались по домам. Журналисты начинают писать по его итогам материалы. Сегодня newslab.ru опубликовал статью Сергея Мезенова «Фестиваль «Устуу-Хурээ»: Тува- космос – транзит». Автор размышляет: «Впрочем, «Устуу-хурээ», есть подозрение — фестиваль в первую очередь не совсем про музыку. Думаю, вполне возможно найти такого человека, который практически не появлялся на концертах на стадионе, но в то же время остался космически доволен поездкой. Музыкальная эклектика на сцене новенького, в этом году отстроенного стадиона — лишь малая часть того трудно облекаемого в слова духа, что устанавливается на эти несколько дней в Чадане.
Важной частью фестивальной программы является ритуал «хороо», который проводится утром заключительного дня, такое коллективное шествие к восстановленному храму Устуу-хурээ, на которое все собираются и идут пешком из фестивального палаточного лагеря на бережку реки Чадан примерно с десяток километров. То есть, вроде бы ничего особенного, ты просто идёшь себе пешком куда-то — но в то же время это становится ритуалом. И на «Устуу-хурээ» что-то похожее происходит со многими прочими действиями — обычные вещи вроде утреннего умывания в реке или вечернего костра в лагере приобретают какую-то звонкую глубину, становятся не просто обычными жизненными действиями, а своеобразными духовными практиками. Сидишь у костра, а там кто-то сказочным голосом из темноты поёт португальскую народную песню. Выходишь со стадиона, а у тебя над головой — ослепительное звёздное небо. На «Устуу-хурээ» подобные моменты приобретают кристально-чистую ясность и невероятную силу. Над ними не властно ни тувинское время, ни организационные странности — и, есть подозрение, именно за ними люди и приезжают на фестиваль год за годом». Фото vk.com/karaool Дипломанты «Устуу-Хурээ-2015»: «САКСА» (Чадан) – лучший ВИА «Shake» (Новосибирск) – лучший инструментальный коллектив «Оргаадай» (Кызыл) – дебют фестиваля «Жимолость» (Красноярск) – за верность фестивалю «Кенгирге» (Чадан) – надежда фестиваля «Loud» (Кызыл) - лучший акустический проект Рёхей Тирада (Япония) – за синтез и слияние культур Монгуш Монгун-оол (Чадан)– лучший солист “Shadow Craft” (Абакан) – самый энергичный проект фестиваля «Тыва» (Кызыл)- за профессионализм «Le Suldemates» США /Франция - самый яркий перформанс Ай- Кыс Кыргыз Студия «Салчак» (Кызыл) – открытие фестиваля «Алтай Кай» (Алтай)- за верность традициям «Тайга сыны» (Бай Тайга) – за мудрость и деликатность исполнения «Шкатулочка» (Красноярск) - лучший аутентичный фольклор Спецпризы: Монгуш Монгун-оол (ГТРК «Тыва«) Ай-Кыс Кыргыз «Студия Салчак» (ООО «Тоджа Тур«) МёдоваМайя г. Москва (ООО «Тоджа тур«) Рихей Тирада Япония (ГБУ Информационный центр туризма РТ) Ансамбль «Тыва» (ГБУ Информационный центр туризма РТ)