Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Фестиваль «Устуу-хурээ»: Тува — космос — транзит

    После годичного перерыва в  тувинском местечке Чадан вновь возобновился фестиваль музыки и  веры «Устуу-хурээ». Сергей Мезенов съездил в  Туву, отведал бараньих потрохов, умылся в  реке, посмотрел на  ночное звёздное небо и  попытался понять (не  всегда успешно), что здесь вообще происходит. 
Планета Тува 

 

 

Ты  больше никогда не  сможешь приезжать на  фестиваль в Шушенском   с  той  же радостью, что и  раньше». Это мне сообщает с  торжественным и  несколько благоговейным видом знакомый поэт и  завсегдатай всевозможных этнических фестивалей, узнав о  том, что я  впервые в  жизни отправляюсь в  город Чадан в  Туве на  фестиваль «Устуу-хурээ». Придуманный в 1999-м году для поднятия живой музыки на территории Тувы, а позже удачно превращенный в механизм по сбору средств на  восстановление буддистского храма в  Чадане, разрушенного ещё много лет назад при Советском Союзе, «Устуу-хурээ» известен этой своей особенностью  — некоторый процент зрителей не  просто начинает говорить о  проекте с  отчётливым придыханием, а  возвращается с  фестиваля контуженный им  и  Тувой в  целом практически на  всю жизнь.

Тот  же « МузЭнергоТур » Юрия Льноградского, к  примеру, браво колесящий по  всей стране вот уже третий год, родился из  изначальной идеи привезти интересных европейских музыкантов на  «Устуу-хурээ»  — так что разобраться в  механизмах этого довольно специфического воздействия фестиваля и  Тувы на  умы было ужасно интересно.

Если говорить совсем-совсем в  общем, то  поездка на  «Устуу-хурээ»  — пожалуй, ближайшая с  географической точки зрения возможность для жителей Красноярска и  края всерьёз окунуться в  совершенно по  иному устроенную культуру. За  годы работы фестиваль вырос в  мероприятие взрослого республиканского масштаба  — по  статистике, представленной на  сайте фестиваля, не  меньше трети приехавших гостей прибыли из  Кызыла. И  каким  бы разномастным не  был состав участников (даже не  считая целенаправленно работающего с  иностранными артистами «МузЭнергоТура», доехавшего в  этом году до  фестиваля во  второй раз, на  «Устуу-хурээ» нашлось место представителям 12  стран, от  французов и  чехов до  корейцев и  японцев), «Устуу-хурээ»  — фестиваль в  первую очередь именно тувинский. Тувинский зритель приходит на  его концерты посмотреть и  послушать не  иностранцев, а  своих ребят.

Причем любых  — в  диапазоне от  трогательно старомодных немолодых рокеров из кызыльской  группы «Старый блокнот», играющих примерно как школьная рок-группа из  каморки за  актовым залом двадцатипятилетней давности, которая так и  не  удосужилась вырасти, до  духового оркестра правительства Тувы, дающего хореографически слаженного  взрывного сценического шоу  на  основе тувинского фольклора. До  концертов в  программе фестиваля  — скачки в  степи в  паре километров от  Чадана и  соревнования между районами (кожунами, если по-тувински) по  национальной борьбе «хуреш», идущие при переполненном стадионе.

 В  торговых палатках вокруг стадиона не  найти обычного чая  — за  исключением приехавшей из  Красноярска мобильной кофейни со  вполне городскими ценами все остальные наливают тувинский чай с  молоком, напиток довольно специфический. Тува, то  есть, не  спешит прогибаться под приехавших на  фестиваль важных гостей с  далёкой большой земли, а  с  фирменной неспешной невозмутимостью выстраивает всё происходящее на  фестивале исключительно по  своим правилам. Этакая цельность подхода нешуточно подкупает, причём не  только с  точки зрения зрителя, получающего возможность понаблюдать за  чужим культурным процессом  — здесь дома нам до  такой единодушной вовлечённости в  собственную родную культуру, имеющейся как будто  бы по  умолчанию, как единственно возможный вариант, пока почему-то довольно далеко.

Тувинское время  — сейчас и  здесь

«Тувинскость» фестиваля  — палка о  двух концах; здесь всё действительно делается исключительно по  своим правилам, и  правила эти далеко не  всегда могут быть очевидны со  стороны. Скажем, большинство гостей фестиваля довольно быстро проникается концепцией «тувинского времени»  — это когда мероприятие, запланированное на  определённое время, может совершенно спокойно начаться на  два или три часа позже, а  то  и  не  начаться вовсе. Назначить концерт на  восемь вечера, начать в  десять, добиться хоть сколько-то приличного звучания на  расстоянии больше десяти метров от  сцены к  одиннадцати  — это очень по-тувински; и, в  общем, не  требуется абсолютно никаких усилий, чтобы понять тех, кому за  этим видится  исключительно катастрофа организации и  хаос.

 Особенно нелегко бывает музыкантам, приезжающим для участия в  фестивале  — им  регулярно приходилось сталкиваться с  различными интересными поворотами событий. Заявленное время выступления съезжало или переносилось на  другой день. На  сцене не  оказывалось оговорённого для выступления оборудования  — а  то, что оказывалось, не  работало, как следовало. Организаторами на  ходу принимались какие-то новые решения, не  всегда удобные и  подходящие для исполнителей. Реакция на  такое  — уже вопрос персональной психологической конституции, кто-то жмёт плечами и  принимает хаос таким, какой он  есть, кто-то проклинает всё на  свете и  торжественно клянётся  не  возвращаться больше никогда.

Питерский гусляр Максим Анохин, приехавший в  составе «МузЭнергоТура» и  сыгравший в  первый день фестиваля на  пару со  швейцарским кларнетистом Симоном Виршем волшебный сет из  индийских раг, настоятельно просил написать, что на  этот фестиваль не  надо приезжать никому и  никогда.

С  другой стороны, сложно представить какой-то другой фестиваль, на  котором тот  же Максим может днём сыграть замечательный интимный концерт для полутора десятков человек прямо на  лесной опушке, где удастся рассказать и  показать все те  песни, которые не  вошли в  строго регламентированную фестивальную программу. Не  менее сложно представить какой-то другой фестиваль со  столь расслабленно-эклектичным подходом к  составлению программы  — когда с  сельской рок-группой из  Чадана соседствует лютый голландский фри-джаз, а  следом за  парнями с  Алтая, исповедующими алтайское горловое пение, на  сцену поднимается 9-летняя тувинка, зычным голосом перепевающая Тину Тёрнер.

 Пластичный принцип «случиться может в  принципе всё» запросто гнётся в  обе стороны, как в  сторону отрицательных, так и  в  сторону положительных неожиданностей. В  час прохладной тувинской ночи на  фестивальной сцене пляшут бодрые швейцарские девушки в  разноцветных лосинах. На  выступлении казахского коллектива с  симпатичной этнически окрашенной электроникой начинается дивной красоты фейерверк.

Впрочем, «Устуу-хурээ», есть подозрение  —  фестиваль в  первую очередь не  совсем про музыку. Думаю, вполне возможно найти такого человека, который практически не  появлялся на  концертах на  стадионе, но  в  то  же время остался космически доволен поездкой. Музыкальная эклектика на  сцене новенького, в  этом году отстроенного стадиона  — лишь малая часть того трудно облекаемого в  слова духа, что устанавливается на  эти несколько дней в  Чадане. Важной частью фестивальной программы является ритуал «хороо», который проводится утром заключительного дня, такое коллективное шествие к  восстановленному храму Устуу-хурээ, на  которое все собираются и  идут пешком из  фестивального палаточного лагеря на  бережку реки Чадан примерно с  десяток километров. То  есть, вроде  бы ничего особенного, ты  просто идёшь себе пешком куда-то  — но  в  то  же время это становится ритуалом.

И  на  «Устуу-хурээ» что-то похожее происходит со  многими прочими действиями  — обычные вещи вроде утреннего умывания в  реке или вечернего костра в  лагере приобретают какую-то звонкую глубину, становятся не  просто обычными жизненными действиями, а  своеобразными духовными практиками.  Сидишь у  костра, а  там кто-то сказочным голосом из  темноты поёт португальскую народную песню. Выходишь со  стадиона, а  у  тебя над головой  — ослепительное звёздное небо.

На  «Устуу-хурээ» подобные моменты приобретают кристально-чистую ясность и  невероятную силу. Над ними не  властно ни  тувинское время, ни  организационные странности  — и, есть подозрение, именно за  ними люди и  приезжают на  фестиваль год за  годом.

Newslab