Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

ТОЧКА ПОСТАВЛЕНА?..


http://tuvapravda.ru/

С Игорем Дулушем обстоятельно общаемся. Ему постоянно звонят. И первый вопрос: «Неужели фестиваль последний?» Услышав утвердительный ответ, лихорадочно начинают собираться в путь — как такое можно пропустить. Даже коллеги по ночной лиге хоккеистов двигаются в неблизкий путь. Так что в середине форума народу значительно прибавилось на поляне, в несколько раз от момента заезда.

Отец-основатель встречи немного успевает и анализировать: «Нас, из первой когорты, осталось двое — я и Андрей Иванович, это ведущий и журналист, руководитель ГТРК «Тыва». А с 51 единомышленником попрощались. Это тяжело — провожать в последний путь соратников». И такое впечатление: сам Дулуш смотрит на происходящее широко открытыми глазами и фиксирует каждый миг в глубинах памяти — последний раз сбор.

Умиляющие детали: девушка обращается к Игорю Дыртык-ооловичу с укоризной, это здесь происходит запросто. Начальников и подчиненных нет, все на одной волне, равенство, свобода и братство в реалиях. Оказывается, утром она проспала, потому что привыкла пробуждаться на поляне под усиленный мегафоном голос Дулуша, тот давал установку на день. А в пятницу такого не было. Тот смотрит понимающе. А я осознаю: у него сердце щемит. Комок в горле. Но держится. Картинки с натуры, что уходят…

Да и поспал всего два часа. «Дениз прислала ноты. Такие сложные вещи исполняет, еще и темп. С ней могут выступать в мире всего несколько, 3 — 4, бэнда, обычно в концертах участвует трио музыкантов. Я начал разучивать мелодии — не получается! Думал, не сыграю. А вот немного прикорнул — взял гитару и — пошло. Хорошая школа Симонова и Казимира!» Сразу следует философское резюме: да, можно построить мост, да, можно провести свет, да, можно построить храм, да, можно создать фестиваль, но играть музыку… Самое сложное.

Оказывается, за прошедшие десятилетия появились легенды фестиваля и около него. Так, самого Игоря Дулуша «светлые» головы называют… наркобароном: мол, зарабатывает на наркотиках — и проводит фестиваль. Чего только не порождает зависть в черных людях… Но на человека такие вещи накладывают отпечаток, не реагировать он не может. Обидно. И не объяснить узколобым завистникам простых и в то же время сложных вещей о вечных ценностях.

…На поляне появился живой баран. (Днем ранее готовили такое же угощение сотрудники ГТРК «Тыва».) Это Союз журналистов вместе с Тувинским книжным издательством постарались. Так что традиционного пресс-барана желающие отведали, блюда удались. А радушная хозяйка Надежда Антуфьева еще и угощала колумбийским кофе с тростниковым коричневым сахаром, которые привезла именно из страны изумрудов. Старательно и с душой оборудованная площадка, даже есть рукомойник из пластиковой бутылки: крышкой вниз, донышко отрезано, так заливается вода. Чуть отворачиваешь «колпачок» — струйка живительной влаги бежит. А под этим местом уже и несъедобный гриб белого цвета вырос.

Из палатки появляется Сайдана Хертек: проснулась под музыку «Таежной симфонии» Владимира Токи, что сразу подняло настроение. Это симфонический оркестр репетирует в белой юрте для важных гостей. А приехала ночью, сразу с самолета из Новосибирска. Была чуть в Турции и на Ганзейских днях в Пскове, сопровождала наших пятерых детей, что пели в Детском хоре России. На этот раз Валерий Гергиев не дирижировал. А пропустить такое событие в Дзун-Хемчике, где она живет, именно живет духом встреч много лет, не могла.

Подходят японцы. Понимаю это по маленькой женщине, что была в Туве в прошлом году летом на симпозиуме по хоомею. Рикао Дохи преподает в Новосибирске родной язык. Друзья ей рассказывали про фестиваль. А так как он завершает встречи, решила приехать обязательно. Ее экипировали, живет в палатке. С ней и студент Кото Арино из пригорода Токио. Изучает этнологию, русский язык, музыку тувинцев, в центре Азии — в четвертый раз, на «Устуу-Хурээ» — впервые. А очень высокий худенький Такуя Саса более месяца в Туве. Объездил много стран, сам из Токио, сейчас живет в префектуре Кочи. Представляется — повар, а по ходу беседы оказывается, еще и архитектор. Хорошо знает родную кухню, выпустил кулинарную книгу. Знает немного русский. Играет на каримбе (похож на скилофон), маленькие барабанчики соединены металлом. Самостоятельно, по записям, изучал горловое пение. Может исполнять, даже каргыраа. Сайдана Хертек называет его «человек дождя»-инопланетянин. Действительно, ломающий наши стереотипы о людях Страны Восходящего Солнца, даже своим ростом, не говоря об остальном.

В прошлом году на экстрим приезжал известный дирижер Алим Шахмаметьев, завязались дружеские и деловые связи. Благодаря чему в этом году в июне его коллеги из Тувы попали в Чехию. Об этом рассказали Игорь Дулуш (570 тысяч рублей потрачены с пользой) и Начын Донгак. Он и Саян Салчак благодаря маэстро с 9 по 16 июня оказались в Оломоутце, на поезде два часа езды из Праги, с Моравским симфоническим оркестром много работали над звучанием произведений Брамса, Чайковского, Глинки, Бетховена. Педагог Алим человек мягкий, но есть строгость. Надо было заранее наизусть выучить «текст» — ноты. Это высочайшая школа. Собрались 12 человек: из США, Гонконга, Молдавии, Канады, Словении, кроме тувинцев из России был москвич Данил Дацук. В конце — гала-концерт, специалисты оценивают, как подготовился. Начыну дали диплом за исполнение увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. Надо бы еще раз 10 попасть на такие занятия, чтобы набраться опыта. Эмоции после поездки зашкаливают. Игорь Дулуш считает: дирижеры вернулись совсем другими, это заметно.

Для фестиваля постоянно репетировали в белой юрте произведения. И Алексей Балашов с гобоем поддержал, всё-таки выступил на форуме, в прошлом году не удалось. Это после гастрольного тура по европейской части страны. Легок на подъем.

Пожалуй, самое большое удивление встречи — выход на сцену чиновника: первый заместитель председателя правительства Тувы Александр Брокерт вспомнил студенческое прошлое. Спел с кызылским «Малыш’ОКом» «Нас бьют — мы летаем». Символично. И настоящая демократия, что отличает фестиваль. Домашний ансамбль «КАНТ», Тувинский симфонический и Духовой оркестры, питерский коллектив «Корица проджект», красноярский «Корабль дураков» (уже приезжали), «Челээш» из Чадана, маленькие Ай-кыс Кыргыс, Денберел Ооржак. Разные стили, но музыка — живая. Роковая «Хартыга» с мото-театром и «огненным» шоу ставили точку на закрытии.

У Игоря Дулуша есть знакомый Алексей Черемизов. Он — продюсер Дениз Кинг, которая выступала в Махачкале, Ереване, Петербурге, Москве в клубе И. Бутмана, других в этот приезд. Певице за 60, но она согласилась поехать в Туву. Видимо, любопытный и не чуждый экстриму человек. Летела в ночь на пятницу в Кызыл, немного отдохнула в «Азимуте». И на «Мерседесе» приехала к вечеру пятого июля на волшебную поляну. Сразу ее обступили жители удивительного места: где еще так близко можно увидеть королей Музыки? Она спрашивала, куда ее привезли, интерес неподдельный в глазах. Заметно, напитывается впечатлениями. И. Дулушу помогала с переводом Наташа, давний друг форума. Чувствовалось: жажда знаний у американки неиссякаема. Показали ей специально приготовленную палатку: будете в ней спать? Программа выступлений с «ТуваДжазБэндом». Побывала она и у старого храма. А туда всё-таки сходили желающие под руководством лам.

Весь этот праздник создают сами люди. И даже 8-месячный Маркел Писанкин из Томска с семьей. И 2-месячный Самдан Ондар. И Начын-оол, шаман из Шагонара, что захотел взять тут в руки хомус. И Татьяна Гудима из Красноярска, приехавшая в третий раз, была в 2010-м, прошлом экстремальном годах. Она с Ириной Бариновой работали в палаточном лагере в Ергаках «Жемчужина Саян». Татьяна рассказала коллеге, как на фестивале здорово, вот и поехали. Ирина в первый раз. Не жалеют. И не хотелось, чтобы встреча стала последней. Но…

Игорю Дулушу высказала своё неприятие его решения, а он мне доходчиво объяснил ситуацию, тут начинаешь понимать позицию вдохновителя сбора. Оказывается, ко всему прочему еще на поляне собираются что-то сделать по типу «Алдын-Булака», тут есть «хозяева» с 2015 года. Правда, надежда так свойственна человеку…

И в меня ее вселил житель поляны из Петербурга. Михаил Ольгин до 40 лет жил в Красноярске. Сейчас был в отпуске в родном городе, собрались человек 12 сюда, всё-таки последний раз. Сам музыкант выступил в первый вечер на сцене с Игорем Барышниковым. Место притягивает как наркотик, в образном смысле. Был в год приезда «Сан-Ра» из Нью-Йорка. Это 2004-й. «О!!! Что они вытворяли! Я тогда у них многому научился в профессиональном плане. И тот саксофонист, которому 80, — жив ли? — как он заводил. Уверен, что и ХХ-я встреча — не последняя. Игорю будет скучно без такого. Может, что-то в другом районе, но музыкальная составляющая останется. Сменит название, недалеко от Кызыла найдет место. Это, конечно, волшебное. Но раз так…»

Альберт Кувезин точно подметил: «Целое искусство услышать других». На фестивале «Устуу-Хурээ» это получалось. Точка поставлена?..

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

 «Я очень счастлива и взволнована, что нахожусь здесь. Этот фестиваль потрясающий — замечательные люди, хорошая музыка, отличный опыт. Благодарю вас за приглашение. Это останется навсегда в моем сердце. Ваша доброта так же прекрасна, как красота вашего края. Дениз Кинг.»