«Устуу-Хурээ» — символ нового пути
http://tuvapravda.ru
Кому рассказать, не поверят. На три дня фестивальная поляна «Устуу-Хурээ» превратилась в остров, а гости и участники стали островитянами. Более 500 человек стали одной большой семьей, доказав, что ни плохая погода, ни негативные отзывы в соцсетях не помеха для проведения Международного фестиваля музыки и веры «Устуу-Хурээ».
Этот год особенный. Девятнадцатый фестиваль установил свои правила. Он отсеял «чужих» и дал время на духовное единение своих. Последние несколько лет гости и участники приезжали на музыкальный фестиваль за тем, чтобы отдохнуть: 24 часа в сутки смаковать конкурсные прослушивания, смотреть концерты хедлайнеров, петь песни у костра и наслаждаться ночными джем-сейшнами. Так или иначе, многие стали приезжать на фестиваль сами по себе, не вкладывая ничего духовного. Кто-то даже начал считать, что фестиваль изживает себя, не подумав, что если в идею заложены два компонента — вера и музыка, — то между ними рано или поздно наладится равновесие.
ЖИЗНЬ ПОД ПРОЛИВНЫМ ДОЖДЁМ
Последним днем для заезда на фестиваль был 19 июля. Прибывающие сюда даже представить не могли, что их ждет: по поляне, как в фантасмагории, под проливным дождем бродили фиолетовые, желтые, зеленые коконы, девушки в гидрокостюмах, фанаты пикачу-зонтов и резиновых сапог. Каждый казался уникальным. Заметно было, что люди стали терпимее: никто не паниковал, не ворчал, наоборот, каждый старался помочь тем, чем мог.
Участница из Москвы Наргис Абдуллаева вместе со своей подругой Татьяной Коноваловой организовали под главным древом фестиваля штаб волонтеров. Под навесным шатром постоянно потрескивал костер, давали кипяток и место для сушки одежды и обуви. Пока взрослые занимались поиском дров, готовкой еды, организацией вечернего концерта, регистрацией участников и гостей, Наргис и Таня взяли на себя особую миссию — присматривать за детьми. Они устроили кружки рисования, музыки, танца и, конечно же, веселых игр. Как у них хватало на все сил — известно только им. Так или иначе, но между детьми, костром, общением они успевали еще убирать мусор с поляны, понимая, что на эти три дня остров «Устуу-Хурээ» — наш общий дом.
Концерт, как и положено, начался к девяти часам вечера. Однако из-за большого желания чаданских жителей попасть на территорию лагеря, хотя им объясняли сотрудники Росгвардии и МЧС, что назад пути нет, концерт пришлось прервать, а открытие фестиваля перенести на следующий день. К одиннадцати часам вечера на территории лагеря остались только «свои». Местные жители ушли в Чадан, а после объявления о том, что мост топит и, возможно, никто с острова не сможет выехать ближайшие четыре дня, куда-то подевались «случайные» фестивальные друзья.
ЖЕНЩИНА ОГНЯ
Под синим шатром волонтеров начали собираться самые разные люди. И у каждого была своя история, связанная с «Устуу-Хурээ». Так как хозяйкой нашего очага была Наргис, то ее история и стала главной темой наших посиделок. Наргис попала на фестиваль в прошлом году. Ее подруга Таня родилась и выросла в Кызыле. Она рассказывала Наргис о своей родине и об «Устуу-Хурээ».
Когда в прошлом году Таня собиралась на фестиваль музыки и веры, она пригласила Наргис, но та ответила, что ещё не готова ехать. И Таня купила один билет на самолет. Как ни странно, но ночью Наргис приснился буддистский монах на горе, который читал мантру людям и показывал вдаль, будто указывал какой-то путь. Вдруг Наргис оказалась рядом с ним. Монах подал ей таинственный знак, и Наргис повела людей за собой по указанному пути. Утром она рассказала об этом сне подруге. На что Таня ответила: «Тебе точно нужно ехать в Туву». Но Наргис все равно отказывалась, потому что нужно было зарабатывать, чтобы платить за квартиру.
В день вылета Таня опоздала на самолет. А ночью Наргис увидела сон, что они с подругой покупают два билета на самолёт. Так она и оказалась на «Устуу-Хурээ».
В этом году Наргис в Туву не собиралась, но подруга снова сумела ее уговорить, упирая на то, что Наргис целый год работала без отдыха. Они выкроили два дня и приехали на «Устуу-Хурээ». Здесь познакомились с мужчиной по имени Аттар — мастером на все руки. Именно он построил навес штаба волонтеров. Он очень уважает традиции своего народа и рассказал Наргис, что бросать мусор в огонь нельзя, ведь это глаза женщины. По легенде женщина — хранительница очага. И кормить огонь нужно только белой пищей, никогда нельзя бросать в него мясо или пепел, ведь они вызывают злых духов.
После рассказа Наргис все стали называть ее «Женщиной огня». Ведь она объединила большую часть людей-волонтеров в лагере и создала место, которое для многих стало домом на три дня.
УЧЕНИЕ ХРАМА
Второй день встретил только что проснувшихся жителей фестивальной поляны новостью, что они теперь островитяне. Мост был затоплен, дамба размыта, а объездная дорога разбита и залита. Сообщение все восприняли спокойно. Еда есть, вода есть, вай-фай работает, электричество тоже имеется, дождь начал потихоньку прекращаться, а что еще надо.
Оставалось лишь дождаться обращения Игоря Дулуша. Ведь на 20 июля были запланированы открытие Мани-Хурту, ритуальное шествие хороо и турнир по национальной борьбе хуреш. Ближе к обеду стало ясно, что есть возможность отправиться в хороо, но выезжать придется на «уазиках» и «КамАЗах». Удивительно, но желающих рискнуть оказалось предостаточно. Стоя, сидя, чуть ли не лежа, но все влезли. Вместе с фотографом Татьяной Вишневской из Красноярска мы заняли одно переднее место в «таблетке», навострили камеры и пожелали удачи нашей машине. Так началась наша дорога к вере.
Первые лужи и кочки преодолевали с легкостью, казалось, что мы едем не по дзун-хемчикскому району, а в сафари: вот-вот появится лев или жираф. Увы, но кроме зайца нас никто не встретил, хотя и ему радовались, как дети. Но когда проехали степной участок дороги, стало не до смеха. Лесостепь затопило так, что «уазики» проваливались по пояс, а каждая лужа встречала водителей загадкой, ответ на которую стоил машины. Напряженный путь занял сорок минут. В Чадан мы въезжали как герои. Местные зрители смотрели на островитян как на беженцев, обнимали, снимали на телефон, спрашивали, как мы там живем.
Шествие хороо прошло быстро. В этом году народу было немного, около 1500 человек, поэтому мобильная колонна преодолела путь за полтора часа. На пути к храму ее встретила трехлапая собака, неизвестно откуда появившаяся, но точно направляющаяся со всеми к стенам старого храма. Там все внимание было посвящено ей. Люди, не смотря на то, что успели проголодаться, отдавали жучке печенье и чебуреки. Кто-то из гостей фестиваля сказал: «Так храм учит нас заботе о других». И такое суждение имеет право быть.
ИСПЫТАНИЕ ВОДОЙ
В лагерь мы уже шли пешком. Стихия все же обхитрила нашего водителя, и «таблетка» села в лужу. На территорию палаточного городка гостям пришлось пробираться обходными путями: подкладывали палки через лужи, перепрыгивали с кочки на кочку, кое-где сгибали ветки деревьев, чтобы по ним перебраться на противоположную сторону. Больше всего не повезло музыкантам, им пришлось идти прямо по лужам, чтобы не повредить инструменты и костюмы. По дороге попались «Уралы» Росгвардии и МЧС, которые, спасая друг друга, загнали себя в самое настоящее болото, из которого их уже никто не смог вытащить.
Уже в лагере узнали, что река Чаданка поднялась и затопила туалеты. Приученные к порядку жители лагеря не стали паниковать и нашли выход из ситуации — определили новое место. А когда река отошла, то вернулись к деревянным домикам «М» и «Ж».
В этот вечер открытие состоялось. Были только свои. И, несмотря на небольшое количество участников, зрители поддерживали их аплодисментами и танцами. Получасовые программы хедлайнеров фестиваля — монгольского джаз бенда «Big bend», «Тува джаз бенда» и группы «Ят-Хаа» разогнали тучи и отогрели даже самых замерших островитян.
На протяжении всего концерта голос фестиваля — Андрей Чымба — сообщал сводку об уровне воды в реке. Ближе к ночи прозвучало обнадеживающее: «Друзья, вода отступает». Тогда еще никто не знал, в каком состоянии находится мост.
ДЕТИ СОЛНЦА
Третий день выдался как по заказу. Выглянуло солнце, и поляна ожила. Фестиваль «Устуу-Хурээ» стал таким, каким был всегда: треск костров, казан с пловом, заготовка дров, конкурсная программа, сушка одежды, одеял и полотенец на палатках. Самые смелые девушки сходили на речку, чтобы окунуться и вымыть голову. Если бы не размытая дамба и потрепанный мост, то можно было бы предположить — ничего не произошло. Хотя находились те, кто не боялся идти вброд и отправлялся на большую землю — в Чадан. Каждый занимался тем, чем хотел.
В заключительный день Духовой оркестр Правительства Республики Тыва приготовил для всех подарок — конное дефиле — в рамках программы по возрождению традиций Конного духового оркестра Тувинской народно-революционной армии, получившего грант министерства культуры России.
Конным шоу открыли третий заключительный день фестиваля. На гала-концерт съехались самые эпатажные и знаменитые гости. Остров стал привлекать к себе внимание: побывать на острове стало престижно. И если участников-музыкантов доставляли в лагерь на «Уралах», то местные жители шли в лагерь самостоятельно. Приятным гостем для фестиваля стала Сайлык Оммун, которая согласилась исполнить четыре песни, включая знаменитую «Ahoi». Это был мощный заключительный аккорд, после которого не осталось сомнений: тувинский рок созрел для стремительного взлета. Островитяне, которые три дня жили на острове, окруженные Чаданкой, ждали перемен, и фееричное завершение XIX Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» оправдало их ожидания, стало символом нового пути.
Следующий год для фестивальной поляны особенный — нашему дому исполнится 20 лет. На протяжении многих лет музыка и вера «Устуу-Хурээ» покоряют сердца людей. Каждый находит здесь что-то свое. За эти годы многие друзья стали одной семьёй. Конечно, были те, кто не прижился, но все равно они были частью фестиваля и в свое время вложили душу и силы в развитие «Устуу-Хурээ», и за это им огромное спасибо.
Виктория ЛАЧУГИНА
Фото автора