Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Послевкусие «Устуу–Хурээ»



http://plusinform.ru/
Вспоминать сейчас о фестивале «Устуу-Хурээ» очень странно. С одной стороны, он был совсем недавно, прошло всего две недели. С другой стороны – прошло уже столько событий, и некоторые из них очень трагичные, так что начинает казаться, что фестиваль был очень давно. И на него можно взглянуть уже с определенного расстояния.

Музыка слушала нас

Американский писатель и фриланс-журналист Чак Паланик, автор знаменитого «Бойцовского клуба», в книге «Фантастичнее вымысла» писал: «Странно, принято думать, что музыка - это прежде всего то, что мы слушаем, а, по-моему, музыка тоже слушает нас и не выносит суждений. В музыке любой ребенок может найти то, с чем он себя идентифицирует. Или любой взрослый. Это такое место, куда можно отправиться, не боясь, там тебе начнут промывать мозги. Там нет никого, кто бы указывал, во что верить, а во что нет».

Что каждый из нас нашел на фестивале? Музыка суждений не выносит, но если она нас услышала, то ведь и она что-то в нас нашла?

Да и сам фестиваль в целом может предстать то одним ярким полотном, то мозаикой цветных стеклышек в калейдоскопе постоянно меняющихся картинок.

Многоцветье

Нет, общее полотно не получится. Большая картина – это весь фестиваль, вся его история, начиная с самых первых концертов-конкурсов. В трудные годы туда приезжало не так уж много людей. Но именно с них все и началось. Может быть, не было нынешних красок и нынешнего уровня, но главные принципы, традиции, идеи – это все родом оттуда, где молодые тогда люди затеяли большое дело. Честно скажем, если бы они не обратили на себя внимание, не заинтересовали всю республику идеей восстановления храма, то его бы и не построили.

И нынешнее многоцветье гостей – это часть итогов их работы. На фестивальной поляне можно было увидеть, разумеется, буддийских священнослужителей. Но здесь же были и молодые ребята в одежде православных священников. Была странная пожилая женщина-шаманка. Говорят, не здешняя. Она регулярно делала какие-то пасы руками, словно отгоняя что-то. Если разгоняла тучи (было такое мнение), то ей это не слишком удавалось – дожди, хоть и небольшие, были постоянно. Может, отгоняла злых духов?

Люди разных национальностей из разных стран – давняя традиция. Как и животные разных пород. Пес Сергея Сокольникова уже знает, что надо проходить регистрацию. Хотя до сих пор не понимает, что делать с бейджиком.

Девочка с кошкой на руках у регистрационной палатки – почти детективная история. Она приехала с родителями из-за Саян. А кошка – не их, ей дали подержать домашнего питомца какие-то люди, она не знает, как их зовут и откуда они. На всякий случай кошке тоже сделали бейджик, чтобы не потерялась. Кошку процедура не вдохновила. Тут на всеобщее счастье нашлись хозяева, и семья воссоединилась с домашним питомцем. Уровень доверия к соседям по фестивальной поляне зашкаливает – в обычной жизни не каждому доверишь свою кошку, тем более незнакомым людям.

Как стать звездой

На каждый фестиваль приезжает немало известных музыкантов. Да что там «известных» - звезд мирового уровня! Аплодисменты и восторги по поводу их выступлений вполне оправданы.

Тувинским музыкантам получить свою долю признания значительно сложнее – тут тоже надо быть виртуозом в исполнении, например, хоомея. Русским и европейским музыкантам проще – достаточно спеть песню на тувинском языке. Тут нет никакой дискриминации – во-первых, это не такое частое явление, а во-вторых, зрители оценят не столько мастерство исполнителя, сколько уважение к тувинской культуре.

Есть, конечно, и исключения. Например, тот же Сергей Сокольников. В Туве его давно все знают и любят. И с удовольствием слушают в его исполнении песни на любом языке. Когда-то, очень давно, он «обменялся» песнями с Андреем Иргитом. Сергей научил Андрея песне «Я московский озорной гуляка», а тот в обмен, научил его песне «Кайда сен». Ну вот с этого и началось. А на этом фестивале Сергей Сокольников пел фольклорные частушки, всегда вызывающие большой интерес.

Фестивальная поляна, далее – вся Тува

Для многих людей фестиваль «Устуу-Хурээ» - окно в Туву. Отсюда они начинают знакомиться с республикой. Кому-то расскажут про соленые озера, и он поедет туда. Кому-то – про сакральные места, про Кызыл, про историю Тувы.

Во время подготовки к фестивалю обычно проходят совещания на уровне правительства. А во время самого фестиваля разные организации тоже стараются показать гостям Туву. Например, в этом году Национальный музей развернул выставку, посвященную Буяну-Бадыргы Монгушу рядом с Домом культуры. Казалось бы, зачем, ведь музей Буяна-Бадыргы буквально через несколько домов? Но желающих посмотреть выставку тоже было немало. Может, некоторые не знают, где музей, а тут – уже получат некоторое представление об истории.

Не загладили…

Самый эмоционально сильный момент фестиваля – вечер первого дня. Когда вспоминают ушедших друзей. Можно подумать, что потом праздничная круговерть загладит щемящую боль. Нет, не загладит. В этом году называли имена 68 человек. Последним было имя генерал-лейтенанта Валерия Халилова. Софья Кара-оол и духовой оркестр Правительства Тувы исполняли песню «Журавли». Потом – музыку Халилова: марш «Тува». На заднике сцены – фотографии. Фотографии ушедших друзей фестиваля, фотографии артистов, погибших в авиакатастрофе. А на минуту молчания включился метроном.

И тогда было больно, а сейчас еще больней. Потому что создателя духового оркестра Тимура Дулуша уже нет. В следующем году на этой церемонии прозвучит и его имя. Он был одним из тех, кто стоял у истоков фестиваля, его постоянным участником.

Его уже нет, но душа его еще с нами – по обычаям Тувы 49 дней он незримо присутствует. А что будет потом?

Когда пройдет 49 дней

11 сентября в одной счастливой благополучной семье родится мальчик. Может быть, это будет в Туве, но, скорее всего, это произойдет где-нибудь далеко. Может, в Европе. Мальчик с детства будет увлечен музыкой, а его лидерские таланты прибавят семье немало хлопот – он никогда не согласится с проигрышем, всегда будет добиваться своего. О Туве он узнает случайно, наверное, от своих друзей-музыкантов. И лет через двадцать или тридцать он приедет, чтобы принять участие в фестивале «Устуу-Хурээ». Он поставит свою палатку в стороне от всех, но будет чувствовать, что это неправильно. Он будет смотреть на коршунов, взрезающих густую синеву неба, и ему это понравится. Какой-нибудь ворчливый старик, один из организаторов фестиваля, может быть, Найыс Дулуш, сердито крикнет ему: «Нельзя кормить коршунов!». «Я знаю», - ответит он и улыбнется. И почувствует себя вернувшимся домой.

И. Качан