Инопланетяне в Туве и сопутствующие мысли
Хочу вам посочувствовать. За чередой заезжих знаменитостей, посетивших Россию в этом году, многие из вас, уважаемые читатели, упустили тот редкий шанс, ради которого стоило по-настоящему постараться. Можно только вообразить, какой бы стоял тарарам, если бы в наши края вдруг занесло Джона Колтрейн (John Coltrane), будь он жив, или Майлса Дэйвиса (Miles Davis), не будь он сейчас в тех же эмпиреях, что и Колтрейн. Вероятно, не все осознают это, но приезд "Сан Ра Аркестра" (Sun Ra Arkestra) на российскую территорию - событие не меньшего масштаба. Нет на земном шаре другого оркестра, благодаря которому современная музыка в целом стала такой, какой мы ее знаем - в первую очередь, конечно же, импровизационная музыка, но также и многие другие направления, от панка до электроники и мультимедийных представлений. И хотя сам Сан Ра (Sun Ra) покинул земную орбиту и взял курс на Сатурн в 1993-м году, Аркестра продолжает жить полнокровной жизнью - бэнд бесконечно далек от того, чтобы стать мемориальным; отчасти, думается, потому, что, в отличие от других коллективов фри-джазовой эры, он был построен не на самовыражении, а на творческой дисциплине.
В наши дни во главе оркестра стоит Маршалл Аллен (Marshall Allen), пионер экстремальных саксофонных техник и свободной импровизации. Не будет преувеличением сказать, что как инструменталист он сделал для музыки столько же, сколько Колтрейн или Элберт Айлер (Albert Ayler), и - как говорят исследователи - оказал на них влияние в тот решающий период, в начале 60-х, когда лицо джаза радикально менялось. В этом году маэстро Аллену исполнилось восемьдесят (из которых сорок семь он играет в Аркестре), но если бы вы видели его на сцене, если бы вы только слышали его соло... Музыка живет такими людьми.
Другие члены оркестра - их число и состав меняется в зависимости от ситуации - люди разного возраста и опыта; кто-то, как вокалист Арт Дженкинс (Art Jenkins) пришел к Сан Ра в далеком 62-м, кто-то, как тромбонист Дэйв Дэйвис (Dave Davis), начал играть всего лет пять назад, но, так или иначе, всех их объединяет искренность и понимание того, что Аркестра - не столько субъект экономики шоу-бизнеса (к слову, Сан Ра в свое время создал один из первых независимых звукозаписывающих лейблов), сколько линза, фокусирующая энергии вселенной, музыкальный медиум между человечеством и остальным миром - неважно, что они при этом исполняют в данный момент, "King Porter Stomp" или хаотическую музыку космоса, переполненного мерцающей неизвестностью.
Возвращаясь к примеру с Колтрейном или Майлзом, полагаю, что выступать бы им в столице, и если бы повезло, еще в паре-тройке крупных городов. В случае с "Сан Ра Аркестра", однако, российские промоутеры с блеском проигнорировали замечательную возможность. Спасибо им, что не состоялось концертов ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Нижнем Новгороде, ни в Новосибирске, ни в Екатеринбурге, ни в (подставьте название ближайшего к вам города). Только путешествие за тридевять земель в Туву на фестиваль "Устуу-Хурээ" в первых числах июля сего года могло вам позволить увидеть легендарный коллектив, который дал свой предыдущий (и единственный) концерт на российской земле четырнадцать лет назад.
Не стану пересказывать обстоятельства, весьма непростые, которые привели бэнд за Саяны. Боюсь, что невозможно и по-настоящему красочно передать все перипетии тувинских приключений. Как говорится, я там был, мед-пиво пил, стал свидетелем трех их концертов и двух джем-сейшнов, а еще один джем-сейшн и один концерт пропустил (в последнем случае, как говорится, по усам текло, но в рот не попало). К счастью, на самом потрясающем концерте 2004-го года мне побывать удалось - в райцентре Сут-Холь в Западной Туве, у подножья гор, именуемых Кызыл-Тайга, в лучах солнца, клонящегося к закату. Для музыкантов Сан Ра Аркестра прямая дорога туда означала бы четыре авиаперелета и семь часов поездки на автобусе, но они попали на этот концерт более сложным путем, включающим в себя проживание в юрте на берегу горного озера и бесчисленные вьющиеся во всех плоскостях грунтовые дороги.
На поселковом стадионе, среди травы и дощатых трибун, одетые в сверкающие одежды музыканты - с блестящими инструментами в руках, извлекающие из инструментов диковинные звуки - выглядели как посланцы с иной планеты. Мне посчастливилось быть свидетелем контакта, и я чувствовал это. Подозреваю, что если бы летающая тарелка с инопланетянами по воле случая приземлилась в какой-нибудь индустриально развитой стране, пришельцы скорее всего были бы уничтожены или использованы для изощренных лабораторных опытов. Насчет Тувы можно быть твердо уверенным: там бы этого не случилось. Аркестранты пользовались неизменной приязнью тувинской публики. Когда они не играли, не проходило минуты, чтобы кого-нибудь из них не поставили в ряд со старушками, маленькими детьми и их родственниками из числа многочисленных зрителей и не сфотографировали на память. Но они не спешили укрыться в своей тарелке, позитивные вибрации переходили из повседневного общения в музыку, из музыки - в разлитый в воздухе солнечный свет, и ощущение этого единства останется с теми, кто побывал на "Устуу-Хурээ" в эти незабываемые дни. Хочется верить, что будет и на вашей улице праздник, уважаемые читатели. Хочу вам посочувствовать. За чередой заезжих знаменитостей, посетивших Россию в этом году, многие из вас, уважаемые читатели, упустили тот редкий шанс, ради которого стоило по-настоящему постараться. Можно только вообразить, какой бы стоял тарарам, если бы в наши края вдруг занесло Джона Колтрейн (John Coltrane), будь он жив, или Майлса Дэйвиса (Miles Davis), не будь он сейчас в тех же эмпиреях, что и Колтрейн. Вероятно, не все осознают это, но приезд "Сан Ра Аркестра" (Sun Ra Arkestra) на российскую территорию - событие не меньшего масштаба. Нет на земном шаре другого оркестра, благодаря которому современная музыка в целом стала такой, какой мы ее знаем - в первую очередь, конечно же, импровизационная музыка, но также и многие другие направления, от панка до электроники и мультимедийных представлений. И хотя сам Сан Ра (Sun Ra) покинул земную орбиту и взял курс на Сатурн в 1993-м году, Аркестра продолжает жить полнокровной жизнью - бэнд бесконечно далек от того, чтобы стать мемориальным; отчасти, думается, потому, что, в отличие от других коллективов фри-джазовой эры, он был построен не на самовыражении, а на творческой дисциплине.
В наши дни во главе оркестра стоит Маршалл Аллен (Marshall Allen), пионер экстремальных саксофонных техник и свободной импровизации. Не будет преувеличением сказать, что как инструменталист он сделал для музыки столько же, сколько Колтрейн или Элберт Айлер (Albert Ayler), и - как говорят исследователи - оказал на них влияние в тот решающий период, в начале 60-х, когда лицо джаза радикально менялось. В этом году маэстро Аллену исполнилось восемьдесят (из которых сорок семь он играет в Аркестре), но если бы вы видели его на сцене, если бы вы только слышали его соло... Музыка живет такими людьми.
Другие члены оркестра - их число и состав меняется в зависимости от ситуации - люди разного возраста и опыта; кто-то, как вокалист Арт Дженкинс (Art Jenkins) пришел к Сан Ра в далеком 62-м, кто-то, как тромбонист Дэйв Дэйвис (Dave Davis), начал играть всего лет пять назад, но, так или иначе, всех их объединяет искренность и понимание того, что Аркестра - не столько субъект экономики шоу-бизнеса (к слову, Сан Ра в свое время создал один из первых независимых звукозаписывающих лейблов), сколько линза, фокусирующая энергии вселенной, музыкальный медиум между человечеством и остальным миром - неважно, что они при этом исполняют в данный момент, "King Porter Stomp" или хаотическую музыку космоса, переполненного мерцающей неизвестностью.
Возвращаясь к примеру с Колтрейном или Майлзом, полагаю, что выступать бы им в столице, и если бы повезло, еще в паре-тройке крупных городов. В случае с "Сан Ра Аркестра", однако, российские промоутеры с блеском проигнорировали замечательную возможность. Спасибо им, что не состоялось концертов ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Нижнем Новгороде, ни в Новосибирске, ни в Екатеринбурге, ни в (подставьте название ближайшего к вам города). Только путешествие за тридевять земель в Туву на фестиваль "Устуу-Хурээ" в первых числах июля сего года могло вам позволить увидеть легендарный коллектив, который дал свой предыдущий (и единственный) концерт на российской земле четырнадцать лет назад.
Не стану пересказывать обстоятельства, весьма непростые, которые привели бэнд за Саяны. Боюсь, что невозможно и по-настоящему красочно передать все перипетии тувинских приключений. Как говорится, я там был, мед-пиво пил, стал свидетелем трех их концертов и двух джем-сейшнов, а еще один джем-сейшн и один концерт пропустил (в последнем случае, как говорится, по усам текло, но в рот не попало). К счастью, на самом потрясающем концерте 2004-го года мне побывать удалось - в райцентре Сут-Холь в Западной Туве, у подножья гор, именуемых Кызыл-Тайга, в лучах солнца, клонящегося к закату. Для музыкантов Сан Ра Аркестра прямая дорога туда означала бы четыре авиаперелета и семь часов поездки на автобусе, но они попали на этот концерт более сложным путем, включающим в себя проживание в юрте на берегу горного озера и бесчисленные вьющиеся во всех плоскостях грунтовые дороги.
На поселковом стадионе, среди травы и дощатых трибун, одетые в сверкающие одежды музыканты - с блестящими инструментами в руках, извлекающие из инструментов диковинные звуки - выглядели как посланцы с иной планеты. Мне посчастливилось быть свидетелем контакта, и я чувствовал это. Подозреваю, что если бы летающая тарелка с инопланетянами по воле случая приземлилась в какой-нибудь индустриально развитой стране, пришельцы скорее всего были бы уничтожены или использованы для изощренных лабораторных опытов. Насчет Тувы можно быть твердо уверенным: там бы этого не случилось. Аркестранты пользовались неизменной приязнью тувинской публики. Когда они не играли, не проходило минуты, чтобы кого-нибудь из них не поставили в ряд со старушками, маленькими детьми и их родственниками из числа многочисленных зрителей и не сфотографировали на память. Но они не спешили укрыться в своей тарелке, позитивные вибрации переходили из повседневного общения в музыку, из музыки - в разлитый в воздухе солнечный свет, и ощущение этого единства останется с теми, кто побывал на "Устуу-Хурээ" в эти незабываемые дни. Хочется верить, что будет и на вашей улице праздник, уважаемые читатели.
Юрий Льноградский
http://www.jazz.ru