contrast1.jpgcontrast2.jpgcontrast3.jpgcontrast4.jpg
Уроки по Joomla можно найти здесь: http://joomla25.ru/
Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

"Устуу-Хурээ" - сквозь тернии к музыке и вере

29 июля завершил свою работу фестиваль «Устуу-Хурээ». 27 июля Председателем Правительства Шолбаном Кара-оолом подписан указ о реабилитации. 28 июля больше тысячи жителей Тувы присутствовали на открытии субургана в честь столетия храма Устуу-Хурээ. И везде звучали торжественные речи, обещания, слова благодарности. И верилось – вот оно, свершилось, колесо истории повернулось, и Тува залечивает свои раны, пересматривает свою историю. И символично, что все это начинается именно в Чадане. Ведь именно оттуда со строительства храма вошла в Туву вера, и кажется – вот теперь-то точно «народ воспрянет ото сна» в большей части алкогольного, вспомнит свои традиции, начнет жить и работать по новому, и возродится республика как феникс из пепла, и скинет с себя унизительную дотационность, которой попрекают нас все кому не лень. Так ли это покажет время, пока же есть надежда и вера, что так оно все и будет.

 

АКТ ПЕРВЫЙ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.

 Интересно, что 115-летие Буяна Бадырги совпало с юбилеем музея его имени, который живет и действует на территории Чадана уже 15 лет. Там собрана история кожууна, Буяна-Бадыргы, история всех знаменитых людей уроженцев этих мест, таких как Сергей Шойгу, который подарил музею свой мундир со звездой героя России. Основатель музея Виктория Пюрюна, заслуженный работник культуры принимала в этот деть поздравления и вспоминала, как сложно было собирать различные предметы и исторические документы, касающиеся жизни и деятельности Буяна-Бадыргы, и Верхнечаданского храма Устуу-Хурээ. Как прятали их от уничтожения сами жители в дуплах деревьев, в горных пещерах. Начальник отдела территориального мониторинга и анализа канцелярии РТ Владимир Богай-оол: «Была, мягко говоря, извращенная трактовка деятельности Буяна-Бадырги. Теперь времена изменились и с точки зрения документов, которые до этого времени были засекречены, мы по-новому пересматриваем его деятельность.

Эта конференция внесет свой значительный вклад в написании новой истории, не извращенной ни коммунистической, ни националистической идеологиями». В каких трудных исторических условиях, спорах и метаниях проходило принятие решения о присоединении Урянхайского края к России, о самой личности Буяна-Бадырги о его врагах и друзьях, об исторической роли братьев Сафьяновых рассказывал Монгуш Моннай-оол, кандидат исторических науку, зав. сектором истории, археологии и этнографии ТИГИ. О том, как разрабатывалась первая конституция 1921 года, как выбирался путь парламентаризма, рассказывал Хонук-оол Монгуш, кандидат экономических наук, Председатель Палаты представителей ВХ РТ. Все было тогда впервые, поэтому поддержка русской общины было очень важна. Первые законы, которые были приняты: о землепользовании, о труде, налогах, о таможенниках, о реализации спиртных напитков важны и сейчас.

Выступающих было много, были и приглашенные главы администраций кожуунов, правда не все, но жаль что из местных жителей, не считая потомков репрессированных в 1929 году, когда аппарат правительства ТНР был арестован полностью (такого не было больше ни в одном регионе России), мало кто присутствовал, зал актового зала администрации был практически пустой.
Зато присутствовала Вилля Хаславская, автор проекта реставрации храма Устуу-хурээ, приехавшая на фестиваль по приглашению Игоря Дулуша. Она как и стены храма стала «живым символом фестиваля». Сразу влилась в работу конференции и здесь же развеяла легенду о том, что в растворе для стен храма использовали страусинные яйца. «Не было там ничего похожего на органику, мы специально проводили экспертизу в Москве. Стены были саманные. Раствор замешивался из здесь же взятой земли, воды и соломы».

Но легенд и вопросов еще много, много предстоит выяснить того, что касается не только Буяна-Бадырги, но и его сторонников. Например, их характеристики, портреты и дальнейшая жизнь тех, кого не расстреляли, и кто отбывал срок в лагерях.

Так, например, об Ондаре Шаажын-Хоо Лопсаноглу помощнике и советнике Буяна-Бадыргы, его внучка Луиза Айыжы писала: «При жизни он был очень честным, порядочным, принципиальным. Уважал женщин, всегда вел себя как настоящий мужчина. до конца своей жизни он ходил не сгибаясь. Никогда не жаловался на жизнь. Был немногословен. Учил детей и внуков не бездельничать. Так и остался в памяти: гордый, непримиримый к несправедливости, наивный и доверчивый». Таких свидетельств осталось немного, и их надо успеть собрать. Поэтому Правительство Тувы объявило о присуждении специального гранта, для того, кто напишет на основе сохранившихся источников труд о том времени и о людях.

АКТ ВТОРОЙ: РЕАБИЛИТАЦИЯ

Кульминация официальной части фестиваля – это конечно подписание Шолбаном Кара-оолом указа о реабилитации. Все было очень красиво, динамично. Вела программу, включающую в себя выступление Шолбана Кора-оола, представителей администраций кожуунов, родственников репрессированных, и отрывок из спектакля «Буян-Бадыргы», Галина Мунзук. «Людей, которые были репрессированы на территории республики, оправдать можно только правовыми актами этой республики. Но как вы знаете, у нас до сих пор не принят республиканский закон, но в то же время я считаю, что правовые основы есть, – говорил Шолбан Валерьевич, – У нас действует основной закон республики – конституция. И нам не будет прощения, если мы не будем восстанавливать справедливость и не защищать добрые имена своих отцов. Поэтому считаю необходимым исправить историческую несправедливость». После прочтения Указа Андреем Чымба, Председатель Правительства под действительно бурные аплодисменты и крики: «Спасибо», подписал его. На той земле, где был расстрелян Буян-Бадырги и его сторонники, на той земле они и оправданы.

Очень ярким было выступление главы Пий-Хемского кожууна Владимира Гончарова. Коренной пий-хемец он с детства от своих родителей слышал имена братьев Сафьяновых. Они не чурались чужого языка, а наоборот учили его. С малых лет приученные к труду, они передавали свой опыт и знания местному населению. За что Иннокентия Сафьянова назвали Эккендеем. Благодаря этому в Пий-Хеме первыми в Туве открыли школу, в 2008 году ей исполнится 100 лет. Пий-Хемскому кожууну в этом году исполняется 75 лет. Стремление братьев Сафьяновых сблизить и скрепить дружбу народов свершилось. В Пий-Хеме русские крестьяне и тувинские араты рука об руку работали по созданию коллективных хозяйств: 1932 год – колхоз «Искра» (Уюк), колхоз им. Кочетова (Хадын), госхоз «Уюк» и других. Рука об руку русские и тувинцы уходили на фронт в Великую Отечественную войну. Так что дружба русского и тувинского населения укреплялась, закалялась в совместной борьбе и труде.

Тувинская мудрость гласит: «Люди объединяются – сила, ручьи соединяются – река». Чтобы преодолеть трудности, хаос нашего нелегкого времени, мы все должны объединяться, независимо от национальной принадлежности. И упорно трудиться. «Мы поддерживаем предложение ученых научно-практической конференции о создании совместного памятника Иннокентию Сафьянову и Буяна-Бадыргы, как символу дружбы между народами» – так закончил свою речь В. Гончаров. Снято клеймо «контра» с родственников с потомков, восстановлены добрые имена предков.

За это со слезами на глазах долго со сцены и после благодарили правительство, лично Шолбана Валерьевича. Жизнь под этим клеймом было не просто. Старались молчать, прятать документы и предметы, связанные с репрессированными, многое из них похоронены с ними в могилах. Практически ничего не сохранилось. Но рана, кровоточащая более семидесяти лет, наконец, залечена, здесь восторжествовала справедливость. Осталась еще одна – это руины храма.

АКТ ТРЕТИЙ: ВОКРУГ ХРАМА

Лагерь с трудом просыпался после бессонной ночи. Спать, когда вокруг костра камлают шаманы просто было невозможно, так все было интересно и необычно. Обряд «Огня желаний» провела Ай-Чурек, председатель общества шаманов «Тос-Дээр» с двумя своими помощниками. Чтобы все сбылось что задумалось, чтобы у Игоря все получилось, чтобы храм возродился, чтобы было все хорошо у гостей и участников фестиваля, чтобы рос и ширился фестиваль. «Дело, которое делает Игорь великое, надо чтобы люди верили и жили с надеждой. Помогайте Игорю Дулушу, помогайте фестивалю и пусть вспомнит народ свои традиции». Чтобы все сбылось, огромный хоровод людей несколько раз прошел вокруг костра, а шаманы все стучали в бубны, все пели свои песни. И общее чувство сопричастности к тайне, теперь навсегда останется у каждого в душе. Наутро все отправились прикоснуться к Устуу-Хурээ, к новому субургану. Кто-то пытался слушать речи выступающих, кто-то ходил в задумчивости вокруг храма.

Речей было много, от имени правительства говорил Анатолий Дамба-Хуурак, как он себя назвал на ужине после собрания в ДК, Лама-хуурак (ученик лам). А мы с Виллией Хаславской выслушивали нападки со стороны местных жителей: «Что вы тут ездите, все разворовали, даже скамеек посидеть не построили. Нам Чылгачы Ондар все рассказал, когда весной мы его спрашивали, и в газете «ШЫН» его интервью, а вы все ездите».

Что происходит и почему такие нападки, ответил Советник Председателя Правительства РТ, доктор филологических наук, академик РАЕН, профессор ТывГУ Каадыр-оол Бичелдей: «Мы со своим населением отдельно об этом поговорим. Так говорят недоброжелатели. И как можно украсть 30 миллионов рублей, когда всего из федеральной программы выделили чуть больше двух миллионов, которые эти же недоброжелатели бездарно истратили.

Я с Виллей Емельяновной уже лет 20 занимаюсь проблемой восстановления храма Устуу-Хурээ. И она десятки раз на свои деньги сюда приезжала, месяцами жила за свой счет. Кроме как подвижничеством это не назовешь. Общая стоимость всего строительства, если сделать все примерно 30-40 миллионов. Строительство храмов это святое, и кроме признательности к Вилли Емельяновне у людей ничего не должно быть». Владимир Богай-оол добавил: «Есть такая неприятная манера у некоторых чиновников в разноязычные газеты давать разную информацию, к ним относится и Депутат госдумы Чылгачы Ондар. Я читал интервью на русском языке, где все корректно излагается и про строительство хурээ и про федеральную целевую программу. А вот когда я прочитал интервью на тувинском языке, увидел, что там действительно имеются обвинения в адрес уважаемой Хаславской, и я конечно не согласен с ним. Я работал в то время в министерстве культуре и был в курсе дел. Ведь проблема заключается в чем.

Да, действительно этот памятник был включен в список исторических памятников, и включен в федеральную целевую программу восстановления. Некоторые не понимают смысла такой программы. Она заключается в следующем: федеральный центр выделяет определенную сумму с условием, что субъект федерации должен участвовать в финансировании. Некоторые говорят, что религия отделена от государства, нет, речь идет об уникальном историческом объекте. Но поскольку бывшее правительство во главе с Шириг-оолом Ооржаком не финансировало восстановление, федеральная программа тоже прекратила финансирование. Объективные причины отсутствия денег всегда найдутся. И я вчера с удовлетворением услышал, что Председатель Правительства торжественно пообещал, что со финансирование будет».

БУДЕТ ЛИ ПОСТРОЕН ХРАМ?

– это всегда основной вопрос на фестивале. Но в этом году все складывается так, что может быть и этот вопрос решится. Ведь недаром Председатель Администрации Анатолий Тюлюш историк по образованию. Он очень интересно рассказывает про время Буяна-Бадыргы, очень тепло встретил Виллю Хаславскую. Традиционный обмен кадаками, подарок – колокольчик, отгоняющий злых духов. Как никогда теплая беседа, казалось, все друг друга понимают. И четко поставленный вопрос Вилли Емельяновны: «Каковы ваши возможности и тогда у меня будут конкретные рабочие предложения, о том, что можно сделать на уровне кожууна». Оказывается кроме желания построить храм, есть и пилорама, где можно будет заготовить недостающую древесину, есть силы, для того чтобы нарубить и высушить горный кустарник для окантовки стен у крыши. Но вот кто возьмется возглавить работы, Анатолий Начин-оолович не знает, а ведь именно его должность можно приравнять к должности Хайдыпа, когда он строил храм – угер-даа. Так может он? «Нет, скорее все люди кожууна будут строить».
Люди-то хотят, чтобы храм стоял, я у многих спрашивала. Но готовы ли они несколько лет вкладывать в него свои силы, и будет ли вкладывать деньги в храм администрация кожууна, все это большой вопрос. И каждый должен будет решить его для себя сам, потому что если во времена Хайдыпа людей обязывали трудиться, то сейчас сделать это непросто, должна быть вера и убежденность.

А пока в головах у людей только обвинения в адрес других и полный бардак. Действительно финансирование из федерального бюджета было до 2002 года. По справке Министерства культуры РТ видно, что было 2414, 1 тысяч рублей, на них заготавливалась древесина, сделана реставрация окон, дверей, решеток. Был разобран завал в храме, для этого специально устраивали еще и субботники. Как вспоминала Вилля Емельяновна, так называемый культурный слой был метровой высоты. Внутри храма десятилетиями держали скот, и крапива была «выше головы». А еще его использовали как тир, все стены в дырах от пулеметных очередей. Первый раз копать ездили даже сотрудники минкультуры, потом был субботник со студентами пединститута. Кстати там возле храма была и теплая встреча с теми, кто участвовал тогда в работах. Вспоминали, что только после разбора завала выяснили, как держалась крыша храма. Она стояла на сорока столбах, под каждый из них в земле был положен плоский камень, так и сосчитали столбы и определили места. На федеральные средства был устроен ленточный фундамент, и выплачены деньги за авторский надзор Вилли Емельяновной. Вот собственно и все, что удалось сделать. И это действительно было тогда, когда министром культуры РТ был Чылгачы Ондар.

Имя это больно слышать Хаславской до сих пор, столько преград и препятствий ей пришлось преодолеть, чтобы хоть что-то сделать. Приток федеральных денег прекратился из-за отсутствия со финансирования, которое должно быть обязательно со стороны республики. Теперь восстановить федеральный «поток» будет сложно, правда есть слова Шолбана Кара-оола со сцены фестиваля: «Храм будет построен».
Сейчас готовится специальное постановление. Это уже немало. Но все же в этом должны активное участие принять жители республики. Для этого министерством культуры РТ открывается благотворительный счет, который будет контролироваться независимой комиссией по реставрации храма. Когда это произойдет, мы обязательно опубликуем. А пока есть только обещание лам, правительства, администрации кожууна. Проект реставрации подразумевает двойное использование храма, если конечно он будет отстроен, как объект туристического внимания и как культовый действующий храм. Рядом с Устуу-Хурээ стояли еще два маленьких храма: один стоял позади северной стороны, а другой сбоку, вдоль ограды под навесом стояли молитвенные барабаны. А ламы жили в основном в юртах вокруг храма. Сам храм не отапливался, но Омак Шыырап, директор историко-культурного комплекса «Долина царей», говорил, что уникальность его в том, что в нем всегда была одна и та же температура и зимой и летом. Не было и электричества, но теперь можно незаметно разместить светильники вдоль колон, а провода протянуть под полом.

«Я считаю, что проект наш имеет высокую степень достоверности, – рассказывает Вилля Хаславская, – Во-первых, мы нашли фотографию Ермалаева 12921 года, где видны некоторые детали. А во вторых, храм строился строго по буддийским канонам. Что, конечно, многое объясняет в особенностях строительства. Я сюда привозила архитектурный проект, есть инженерная часть проекта, есть чертежи для металлических деталей. Однажды привозила из ленинградского отделения института реставрации сотрудника, он взял все образцы стен храма и уже в институте после изучения, составил точный состав растворов. Все это должно быть здесь, но и дома я оставила копии на всякий случай, и если что-то здесь утеряли, то можно все восстановить. Древесину заготавливало частное предприятие Ирины Моломдай. Они задолжали министерству культуры четыре центральных столба, на которых и держится крыша. Они должны быть сечением 30 см и высотой восемь метров. Эти четыре столба не были заготовлены. Сейчас чтобы начать работы необходимо оградить территорию, это тоже можно сделать своими силами, заготовить древесину, ее обязательно нужно заготавливать не раньше декабря». «Я не могу много обещать, но сначала мы сделаем то, что можно сделать своими силами, это тоже немаловажно. Храм нужен. Надо действовать. Тем более, что сейчас в кожууне живет больше людей, чем во времена Хайдыпа» – отвечал Анатолий Тюлюш.

Сделано не так уж и мало и из тех работ, что остались, некоторые можно сделать своими силами и администрация в этом убедилась после беседы с Виллией Хаславской. Можно самими силами сделать и стены храма. Они несут только сами себя, поэтому их без труда можно восстановить, чертежи опалубков есть, описание раствора есть, их нужно выровнять и начать делать все остальное – пол и крышу. Нужно лишь несгибаемое желание и воля вести за собой людей. Все строительство обязательно должно вестись при надзоре специалиста, и пока Вилля Хаславская может приезжать и следить за ходом работ, она будет это делать, для нее это дело всей жизни. Это то, что останется после нее на годы, то для чего стоить жить и работать.

ФЕСТИВАЛЬ – МИР, ГДЕ ХОЧЕТСЯ ОСТАТЬСЯ

А фестиваль тем временем не прекращал свою работу. Шли концерты, репетиции в лагере. Люди знакомились и общались запросто, атмосфера фестиваля всегда такая – если ты здесь значит ты друг. Музыка круглые сутки со всех сторон, музыка от души и для души. Все проблемы, которые свалились на оргкомитеты фестиваля были незаметны для участников и гостей. А проблем решалось много и постоянно уже во время фестиваля. Но главное для чего собрались с разных стран и России музыканты, свершилось – фестиваль состоялся, и как многие отмечали его дух «свободы и веры» остался, несмотря на всю официальную программу, которая шла в это время. Уже не первый раз на моих глазах рождается этот праздник, и я точно могу сказать, что все это благодаря несгибаемой воли Игоря. И конечно благодаря тому, что у Игоря есть дар – вести за собой людей, и еще есть жена Софья, которая поддерживает его уже столько лет, помогая ему.

В лагере жил пророк, Илья Темеров, как он с гордостью подчеркивает – наполовину татарин и на половину цыган. Бегая по лагерю в потемках, пытаясь взять интервью, меня сразу отправили к нему: «Пророк тебе лучше нас скажет». Пророк Илья из группы «Миринда» сказал: «Восхищен Тувой. Я был здесь 10 лет назад, она была совсем другой. Тогда я не смог составить себе общее впечатление о Туве. А сейчас другое. Когда приехал сюда, понял, что это совсем другая страна. Все изменилось. Даже природа меняется каждые два часа, для меня это был шок. Я не знал, что вблизи Красноярска может быть такое: сначала степи, потом горы, а потом просто – сказка. Совершенно невероятная природа. Сам фестиваль просто уникален, очень самобытен. Когда я был на фестивале «Саянское кольцо» у меня сложилось впечатление абсолютного бардака, вечером уже все были пьяные. Здесь этого нет.

Что мне понравилось, это когда Игорь Дулуш сказал: «Увидите меня с бутылкой водки – можете убить!». Его слова просто поразили. Второе, что меня поразило, это то, что человек вывел фестиваль на международный уровень. Как мне рассказали люди, которые здесь живут, первый фестиваль проводился, чуть ли ни с борта машины. И когда я увидел большое количество людей, очень хорошую аппаратуру, красивую сцену, это впечатлило. Все очень грамотно сделано. Еще меня поразили местные коллективы. Просто невероятные ощущения. Такое чувство, что люди лет триста репетируют. Я как музыкант могу сказать, что сыгранность великолепная. В особенности мне очень понравился коллектив «Алаш», когда он выступал с народными инструментами сегодня в ДК, я просто был в шоке и думал: «Неужели такое бывает». Музыка невероятная, после такого я даже не мог играть. О фестивале узнал сначала от знакомого, а потом просто вышел на сайт. Поехал сразу. Сегодня познакомился с человеком, которого зовут Шон, он американец живет здесь уже четыре года, с японкой Мао, с финном Имре, со многими тувинцами. Где еще так я смог бы познакомиться, а здесь все на одной поляне. Это здорово, это обмен культурами. Это так много новых впечатлений и знаний, наконец. Я общался здесь уже со многими местными коллективами, невероятно умные люди. Причем каждый второй поет и у каждого в голосе три – четыре октавы. Это просто какой-то перевернутый мир, здесь хочется остаться».

ФЕСТИВАЛЬ – МИР, КОТОРЫЙ НАС МЕНЯЕТ

Уже второй год в жюри фестиваля работает композитор, член Совета Композиторов России, доцент, лауреат Всероссийского конкурса композиторов Владимир Пономарев: «Мне оказали честь, назначили председателем жюри. Я считаю, что фестиваль имеет очень большое значение, и оказался очень ценным и важным для музыкантов. Уже на уровне организации фестиваля в него были заложены очень важные поводы и причины, отличающий этот фестиваль от других. В результате чего это тот фестиваль, на который все хотят приехать. Во-первых, духовная подоплека, во-вторых, фестиваль лишен каких-то жанровых и стилистических ограничений. И все музыканты с самыми экзотическими инструментами стилем и направлений, умением и неумением играть, не стесняясь никого, выходят на сцену и играют. И дело ни в том, что они стремятся получить, они таким образом общаются.

Фестиваль очень важен для Тувы, потому что это то место, где музыканты могут показать свое искусство, посмотреть и поучиться у других. Он очень важен для открытия талантов, коллективов. Многие говорят, что мы ехали на фестиваль и специально для этого создали коллектив. То есть фестиваль инициирует какие-то новые проекты, какие-то начинания и показывает их всем. Есть люди которые сомневались, их послушали и сказали: «О, как интересно», ребята воспряли духом и дальше будут продолжать играть и развиваться. Признание своих коллег-музыкантов очень нужны для всех музыкантов.

Есть еще одна особенность этого фестиваля. Многие фестивали начинают присуждать первые, вторые, двенадцатые места, а здесь только гран-при, а остальные получают дипломы. Мне он напомнил фестиваль духовной музыки, как можно соревноваться в духовной музыке? Ты духовней другого. Это же в принципе невозможно. Там тоже сделали правильно, там просто выделили семерых и дали им звания лауреатов, без номеров первый и второй. И все понимают, что эти люди получили Гран-при, а остальные просто выделены, и ни кто не считает: «Ты первый, я второй», все на одном уровне. Хотелось бы более четкую организацию, вплоть до электричества. Когда аппаратура отключается во время выступления, так невозможно работать. А все потому, что к одной линии подключились и ларьки, которые стояли за стадионом и аппаратуру. Все говорят «тувинское время», но на самом деле было и русское разгильдяйство: всем жарко, все пошли на речку, все, концерт отложен. Такие моменты надо учитывать до приезда участников. Туристы и тусовщики могут приходить когда угодно, а концерт должен идти строго по плану, потому что еще должно работать жюри.

И еще один минус – приехало мало участников, по некоторым номинациям даже некого было выставлять. А ведь и в Туве есть коллективы, которые могли бы принять участие, но их почему-то нет на фестивале. Видимо сработали какие-то причины, помешавшие им приехать и в этом направлении оргкомитету надо работать Нужна более широкая реклама везде в СМИ, в интернете, причем задолго, за полгода, в духе: «Приезжайте, не стесняйтесь. Участвуйте. Мы ждем вас». Никто никого не должен стесняться, самовыражается в звуках, значит должен приехать и сыграть. Это должны понять все. Игорь Дулуш у меня вызывает просто чувство восторга. Это один из немногих людей в Туве с таким уровнем интеллекта и духовности одновременно. Это видно во всем, как он себя ведет, как говорит. Я повторюсь, но все же, сама идея фестиваля уже говорит о многом. Назовите хоть один фестиваль в России названным именем храма, нет такого. Это само по себе уникально.
И Игорю надо сказать огромное спасибо за этот фестиваль, за этот праздник. Для нас красноярцев очень ценно общение с Тувой, потому что это страна с живой традиционной культурой. И мы соседи Тувы очень многим здесь питаемся, здесь исходит энергетика живой традиционной культуры не выхолощенной, не уничтоженной, а именно живой. Во всем мире традиционные культуры умирают, а здесь такое общение многому учит. Мы по-другому начинаем ощущать себя в этом мире и за это спасибо фестивалю». «Значение фестиваля очень велико, особенно для жителей Чадана. Сейчас это может и не видно сразу, но пройдет какое-то время, и мы увидим, как изменятся дети, которые сейчас бегают, тусуются вокруг фестиваля, как они вырастут в плане духовном и музыкальном. Ведь им повезло даже больше чем кызылчанам, ведь они видят здесь столько музыкальных направлений и стилей. А во вторых этот фестиваль привлекает внимание к проблемам города, и в первую очередь к проблеме восстановления храма. Ведь если он будут восстановлен, Чадан с его удивительной природой может стать туристическим центром Тувы.

Сейчас очень серьезное отношение власти к этому фестивалю, да и для музыкантов он имеет большое значение. Для них «вариться в собственном соку» значит не расти, не развиваться. В этом году я отмечаю очень хорошую организацию в плане охраны, питания. Если говорить о музыкальном уровне участников, то в любом деле может быть спад и подъем. В этот раз нам было трудно выбрать коллектив на гран-при, не было того разнообразия, которое бывало два-три года назад, не было особенно ярких исполнителей. Но тем не менее фестиваль живет» – продолжила Валентина Сузукей доктор культурологии, ведущий научный сотрудник ТИГИ. Фестиваль закончен, впереди – юбилейный, десятый. И может тогда, при организации его будут учтены все недочеты фестиваля, может тогда администрация Дзун-Хемчикского кожууна, перечитывая эти мнения музыкантов и специалистов, внимательнее отнесутся к фестивалю, к его организации.
А пока им надо сделать выводы и уже начинать готовится: провести свет к храму и подумать, как провести электричество на поляну фестиваля и еще одну ветку с электричеством к стадиону. Есть повод к размышлению и спонсорам фестиваля, в этом году их было не мало, но в основном, он прошел при финансовой поддержке группы компаний «Дружба» и попечительского совета культурного фонда «Крепость Пор-Бажы». В Чадане уже несколько лет огромную помощь оказывает предприниматель Роза Деге, именно в ее столовой бесплатно кормили гостей горячими обедами. «Это честь оказывать поддержку международному фестивалю» – говорит она.

Но пока, к сожалению, не все это поняли. Я убедилась в этом, когда в Кызыле мы обращались к разным вполне успешным предпринимателям. «Мы акулы капитализма», но ведь на западе и в Америке именно богатые «акулы» и оказывают постоянную помощь фестивалям такого рода, и это считается там за честь. Может быть, и у нас так скоро будет, ведь у предпринимательства должна быть социальная сторона бизнеса.
Был шок, когда вдруг перед самым гала-концертом уехали два автобуса из ПТП-1, с которыми был договор о доставке гостей обратно в Кызыл, хорошо, что при этом присутствовал министр культуры Вячеслав Донгак, он и нашел решение: нанять чаданские автобусы, а в Кызыле оплатить из средств минкультуры. И все воскресенье бухгалтерия и сам министр встречали микроавтобусы из Чадана и сразу оплачивали им ГСМ. Если бы не эта поддержка… Когда же у нас будут соблюдать договора, когда у людей появиться ответственность за взятые обязательства. Поймите, гости были со всего мира, они ведь составляют о нас о Туве мнение и потом это мнение появляется в интернете, в газетах. И от этого мнения зависит, приедут они и их друзья в Туву или нет.

 

Инна Черкасова, газета "Тувинская правда" 2 августа, 2007 г

 

http://www.tuvaonline.ru