Единственный в мире фестиваль, который построил храм
Газета Твой Информ 30 февраля 2022 №13 (108) - https://tvoyinform.ru
«Лучше зажечь одну свечу,
чем проклинать темноту».
Конфуций
К 115 ЛЕТИЮ УСТУУ-ХУРЭЭ
Устуу-Хурээ – народное название буддийского храма, расположенного недалеко от Чадана. Благодаря одноимённому музыкальному фестивалю, Устуу-Хурээ знает весь мир. В 2022 году исполняется 115 лет со дня, как был построен храм. А 23 июля этого года – 10 лет, как на открытие нового здания храма впервые пришли более десяти тысяч человек.
Храм был построен народом и на народные деньги. Устуу-Хурээ стал храмом тысячи Будд…
Устуу-Хурээ в 30-е годы прошлого века был разрушен. А 10 лет назад, 23 июля 2012 года, состоялось торжественное открытие вновь построенного хурээ. В тот день более десяти тысяч человек приняли участие в хороо – традиционном шествии к храму. Люди несли на своих руках тысячу статуэток Будд как дар обновлённому Устуу-Хурээ. Храм был построен народом и на народные деньги. Большую помощь в строительстве нового храма оказал Герой России Сергей Шойгу.
КАК БЫЛО НАЙДЕНО МЕСТО СТРОИТЕЛЬСТВА УСТУУ-ХУРЭЭ
Начало XX века. Ноян (правитель) Даа кожууна Хайдып Угер-даа отправил Его Святейшеству Далай-ламе XIII большие дары с просьбой, чтобы он дал разрешение на возведение большого тибетского монастыря на территории Даа кожууна как духовного и административного центра. Его святейшество Далай-Лама XIII, приняв дары, отправил в Даа кожуун своего личного архитектора – ламу Кунтана Римпоче.
Для определения места строительства Его святейшество Богдо-гэгэн VIII провел большой обряд на вершине горы Кызыл-Тайга, во время которого просил духов дать разрешение строить храм рядом с горой. По легенде дух горы Кызыл-Тайга в образе молодой девушки ответил так: «Все здесь вокруг и есть храм, других храмов здесь не надо, вот там поставь», – показал место, где сейчас стоит храм, и добавил: «Чтобы я всегда видел Его». И вправду, кто был на вершине Кызыл-Тайги, если смотрел в сторону урочища Чайлаг-Алаак, что в семи километрах от Чадана, то видел, как посреди степи белеет храм. А если взять бинокль, то можно хорошо разглядеть и сам храм Устуу-Хурээ как на ладони.
С 1905 по 1907 гг. храм Устуу-Хурээ был построен. За право работать на стройке боролись знатные люди и чиновники того времени. Устуу-Хурээ стал самым большим храмовым комплексом на территории современной Тувы. В 1907 году там уже обучались более 100 хуураков. Комплекс состоял из главного храма, шести дацанов и шестидесяти юрт. Комплекс стал центром религии, культуры и науки. В большой библиотеке храма хранились труды не только по религии, но и по медицине, астрологии и другим наукам. Настоятелем Устуу-Хурээ был Лопсан Чамзы-камбы, получивший образование в Тибете. Он был братом правителя Хайдыпа Угерда.
В 1913 г. Ноян (правитель) Даа кожууна Буян-Бадыргы, приёмный сын и наследник Хайдыпа Угер-даа, принял судьбоносное решение: написать письмо Николаю II с просьбой принять Туву под протекторат Российский империи. В 1914 году Николай II, находясь в Ливадии (Крым), на этом письме поставил резолюцию «Согласен».
Правитель Даа кожууна Буян-Бадыргы получил светское и духовное образование в стенах Устуу-Хурээ. Он в совершенстве владел пятью языками. Являлся одним из инициаторов и создателем тувинской государственности в 1921 году. Стал первым руководителем только что появившейся молодой страны Танну-Тува Улус (впоследствии – Тувинской Народной Республики).
1929 г. согласно данным государственного архива Республики Тыва в Устуу-Хурээ работали более 470 лам.
1932 г. Буян-Бадыргы был репрессирован и расстрелян.
1937 г. храм Устуу-Хурээ был разрушен.
1959 г. возле разрушенного храма стояла молельная юрта. Последний лама храма передал в дар музею буддийские атрибуты, некоторые из них можно увидеть в зале буддизма в Национальном музее имени «Алдан-Маадыр» Республики Тыва.
ВОЗМОЖНО, НА ЭТОМ ИСТОРИЯ УСТУУ-ХУРЭЭ И ЗАКОНЧИЛАСЬ БЫ, НО …
Летом 1983 года московский архитектор Вилля Емельяновна Хаславская (родители ей дали имя Вилля – Владимир Ильич Ленин) по программе сбора информации о памятниках истории и культуры СССР (её конкретной задачей был поиск памятников культуры на территории РСФСР) приехала в Тувинскую АССР. В министерстве культуры республики она посетовала, что не осталось ни одного буддийского храма, в ответ сотрудник Минкультуры рассказал про развалины храма под Чаданом. Вилля Емельяновна со своей группой приехала на Устуу-Хурээ. Сделали шагомерный план, фотографии. В государственном архиве республики нашли фотографии храмового комплекса Устуу-Хурээ 1925 года, сделанные Владимиром Ермолаевым.
Из интервью Вилли Хаславской во время проведения XIII Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ – 2011»:
«Мной осенью 1983 года была написана докладная на имя министра культуры РСФСР о том, что это уникальный памятник – останки ламаистского храма необычной архитектуры и что необходимо его поставить на государственную охрану. Необходимо провести консервацию памятника. И так как сохранились следы первоначальной архитектуры и фотографии, то, может быть, можно даже говорить о реставрации памятника.
… Разрушить Устуу-Хурээ окончательно не получилось, так как основание стен имело толщину 1,5 метра и без бульдозеров это было невозможно. Но храм использовали как загон для скота, поэтому там на полметра был культурный слой и заросли крапивы. Поле, на котором стоит храм, было орошаемым и безумно красивым. Вокруг росли ива и облепиха.
Спустя год храм вошёл в список охраняемых памятников Тувы и получил статус памятника архитектуры РСФСР, его должны были автоматически реставрировать. Тогда и началась эпопея борьбы за его восстановление. Это было сложно». Благодаря полученному статусу, развалины храма Устуу-Хурээ стали охраняемым памятником, и это спасло от дальнейшего разрушения.
ПЛАМЯ ЛАМПАДЫ ЭТОГО ХУРЭЭ ЕЩЁ НЕ ПОГАСЛО
В 1992 году Вилля Емельяновна создала чертежи для реставрации храма, шаблоны, эскизы покраски. Это был гигантский труд, и не только архитектурный, но и научный (всю эту красоту можно увидеть в новом храме Устуу-Хурээ). В Институте искусствознания проекту реставрации комплекса дали положительную оценку. Его утвердил экспертный совет Министерства культуры РСФСР. Смета и проект были готовы. Был изучен состав стен, так стало известно, из чего они сделаны и в каких пропорциях готовилась смесь для возведения стен.
В сентябре того же года Его Святейшество Далай-лама XIV в рамках визита в Туву посетил развалины Устуу-Хурээ. «Пламя лампады этого хурээ ещё не погасло», – так сказал он об Устуу-Хурээ. Но все оставалось по-прежнему.
Как рассказывала Вилля Емельяновна, продвижение идеи восстановления храма шло очень и очень непросто. Она приезжала в Туву и ходила по всем кабинетам. И, наконец, по федеральной целевой программе «Культура России 2001 – 2005 гг..» были выделены деньги на реставрацию. Но вместо реставрации храма их начали использовать на другие нужды. Доходили до того, что архитектору в лицо говорили: «Зачем вы приехали? Мы вас не звали!»
Но, закалённая военным детством, она не обращала внимания на эти выпады. Продолжала из года в год приезжать и ходила по кабинетам убеждать чиновников. Пять министров культуры Тувы сменились за это время. А Устуу-Хурээ по-прежнему был никому не нужен. Времена непростые, какой уж там храм… тем более в Чадане. Нельзя сказать, что ничего не делали. Проводили работы по реконструкции деревянной части храма. Красивые столбы, что стоят на въезде в этнокультурный комплекс «Алдын-Булак» и в Кызыл, были изготовлены как раз для реставрации Устуу-Хурээ. Даже были проекты переноса строительства храма Устуу-Хурээ в город Кызыл. Но хорошо, что эта идея ограничилась только словами.
1999 г. Летом в Чадане состоялся I республиканский фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ».
Музыкальное искусство тогда находилось в непростой ситуации. Кругом расцветала попса. Музыкант стал не нужен как таковой, появились самоучки-«аранжировщики», которые писали фонограммы иногда с полным плюсом, то есть исполнителям надо было только открывать рот. Фонограмма царила не только в Туве, это было по всей России.
Музыкант Игорь Дулуш, лидер группы «Интернат», тогда подрабатывавший в кочегарке дацана Алдыы-Хурээ в Чадане, решил объединить две проблемы в одну: «живая музыка» и «живая вера». Дорогу осилит идущий – так говорят.
История Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» тесно переплетена с историей возрождения храма.
Продолжение следует…
Часть I — Единственный в мире фестиваль, который построил храм
Часть II — «Устуу Хурээ». Фестиваль. Люди. События. Даты
Часть III — Фестиваль «Устуу-Хурээ» будет в честь строителей храма
Павел Чесноков
с использованием материалов республиканской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения Монгуша Буян-Бадыргы, проходившей в Чадане 27 июля 2007 г. в рамках IX Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ – 2007»
Фото из архива фестиваля «Устуу-Хурээ»