МАГИЯ "УСТУУ-ХУРЭЭ" ИЛИ АМЕРИКАНСКИЙ ДЖАЗ ПОД ЧАДАНСКИМ НЕБОМ
ЦА №28 (18 — 25 июля 2004)
И снова Чадан на несколько июльских дней превратился в культурную столицу Тувы. В центре Дзун-Хемчикского кожууна с 1 по 4 июля состоялся VI международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». Три следующих дня участники фестиваля провели на высокогорном озере Сут-Холь, где предполагалось проведение мастер-классов, джем-сейшнов.
Фестиваль, начавшийся шесть лет назад как мероприятие республиканского масштаба, уже второй год подряд имеет статус международного.Но в этом году был совершён огромный прорыв: на «Устуу-Хурээ» приехали «Сан Ра» с Маршаллом Алленом, «Каски» с Йорма Тапио… Удалось то, что многие с самого начала воспринимали как безнадежную авантюру. Результат этой авантюры – чаданская публика внимала джазу в исполнениилегендарных музыкантов.Что тут удивительнее – американский джаз в тувинской глубинке или открытость чаданского зрителя – решить трудно. Но именно это и делает прорыв в нашем сознании.
ЛЕГЕНДЫ АМЕРИКАНСКОГО ДЖАЗА – В ТУВЕ
Организаторам удалось почти невероятное – добиться приезда мировых знаменитостей – «The Sun Ra Arкestra» из США. До самого последнего момента, когда самолёт с легендарными американцами приземлился в кызыльском аэропорту, никто не верил в их приезд. Кроме, пожалуй, идейного вдохновителя фестиваля Игоря Дулуша, который со спокойствием гуру повторял: «Сан Ра» обязательно приедут». Игорь познакомился с американскими музыкантами в прошлом году в Швейцарии, на фестивале «Анкул», который проводит Корнелия Мюллер. (Доктор психологических наук Корнелия Мюллер уже побывала в Туве в прошлом году вместе с известной исполнительницей этнофриджаза Сайын-Хоо Намчылак. Тогда-то и завязались творческие связи между Тувой и Швейцарией. В фестивале «Анкул» в 2003 году участвовала и тувинская фолк-группа «Алаш»).
Почти год Игорь Дулуш вёл переговоры с «Сан Ра» об их участии в «Устуу-Хурээ». Через программиста Людмилу Егоровуиз Саяногорска, занимающуюся сайтом «Устуу-Хурээ», прошли не менее трёх сотен электронных писем. Ситуация накалилась за неделю до начала фестиваля. Предполагалось, что именитые гости прибудут в Туву заранее, чтобы было время на акклиматизацию.Но отправить деньги на билеты вовремя не удалось. Оргкомитет фестиваля ежедневно заседал до полуночи, пытаясь в спешке решить кучу вопросов: от приезда «Сан Ра» до поисков ёмкостей для воды и кабеля. Шоком стало заявление Зои Самдан, исполнявшей тогда обязанности министра культуры, о том, что традиционное карнавальное шествие отменяется. Мол, гости не должны видеть полуразрушенные здания по пути.Коронная фраза и.о. министра «Хозяин (прим.: глава администрации Дзун-Хемчикского кожууна) не разрешил» вызвала бурю эмоций. Заместитель директора фестиваля по материальному обеспечению Тимур Дулуш заявил: «Это и моя родина! Почему кто-то должен указывать мне, где ходить по родной земле? Какой может быть хозяин?».
Миллион рублей, выделенных правительством Тувы на авиабилеты для американцев, Игорь Дулуш вынес из Национального банка в мешке на своих плечах утром, 28 июня. Зрелище было комичным: из банка выходят министерские чиновники, за ними, последним, – Игорь Дулуш, согнувшийся под тяжестью миллиона. Деньги были отправлены в Москву, но билетов эконом-класса не осталось, пришлось покупать более дорогие.
30 июня в шесть часов вечера пришло вдохновляющее сообщение – «Сан Ра» приземлились в Москве. Наконец-то все поверили, что фестиваль удастся. 1 июля красноярским рейсом «Сан Ра» прилетели в Кызыл и сразу же вместе со всеми участниками отправились в Чадан – на «Устуу-Хурээ-2004».
МИСТИКА «УСТУУ-ХУРЭЭ»
Фестиваль, как всегда, начался карнавальным шествием по улицам Чадана, которое не обошлось без КАМАЗа с эмблемой «Устуу-Хурээ». Его владелец – чаданец Семён Куулар – все шесть лет проведения фестиваля предоставляет свой грузовик, на котором устраивается импровизированная передвижная сцена. Чаданцы – и стар, и млад – шли восторженной толпой вслед за музыкантами. И ничего необычного не было в том, что рядом с ребятами из Кызыльского училища искусств шли звёздные гости из Америки.
Обязательный пункт фестивальной программы – посещениеруин храма Устуу-Хурээ, что в нескольких километрах от Чадана. В 1992 году Устуу-Хурээ посетил Далай-Лама XIV, сказавший: «Пламя лампады этого хурээ ещё не погасло». Разрушенный храм стал символом возрождения духовности народа. Сегодня жители кожууна активнопосещают священные руины, более того – родилась новая традиция: молодожёны обязательно должны побывать на Устуу-Хурээ в день свадьбы. И 2 июля свой брак у стен Устуу-Хурээ скрепляли духовными узами Сырга и Буян Кызыл-оол.
Во время буддистского молебна преклонили колени не только жители Тувы, но и все гости. И все получили благопожелания от лам.
Объединяющую силу Устуу-Хурээ можно было почувствовать не только в Чадане. Акция в поддержку «Устуу-Хурээ» прошла 1 июля в тысячах километрах от Тувы в карельском городе Петрозаводске. Её организовалимузыканты местной группы«Ва-Та-Га!» – бывшей «Reel».Им не удалось приехатьна фестиваль – не нашлось спонсора для дальней поездки. И они хоть таким образом решили поддержать своих коллег в Туве.
В первый день фестиваля, после карнавального шествия, была проведена церемония передачи алтарной статуи Будды Шакьямуни священнослужителям Нижне-Чаданского храма. Статую привёз в дар Алдыы-Хурээ камбы-лама Монголии во время своего визита в Туву в середине июня. Говорят, что церемония «открытия глаз» Будды, которой сопровождалась передача статуи, вызывает дождь. Примета подтвердилась: сразу после окончания молебна начался ливень, который продолжался всю ночь. Сразу вспомнилась мистическая история двухлетней давности:когда группа «Амыр-Санаа» исполняла песню о лже-шаманах, встала известная шаманка Ай-Чурек и в этот момент погас свет в концертном зале.В мистику на «Устуу-Хурээ» хочется верить. И ожидание таинственного оправдывается. Обыденно-привычным тоном предсказал трёхдневную непогоду на Сут-Холе чабан на чайлаге Чечектиг– Анатолий Ховалыг: «Приехало очень много людей из разных городов, стран, а озеро не любит шума. Все три дня будет лить дождь». Так оно и оказалось: небо прояснилось лишь в день нашего отъезда с Сут-Холя.
ОЧАРОВАННЫЕ МУЗЫКОЙ
Фестивальную программу 2 июля открыл оркестр национальных инструментов при министерстве культуры Тувы – обладатель Гран-при прошлогоднего «Устуу-Хурээ». Оркестранты под управлением дирижёра Аяны Монгуш исполнили «Ыдык ыры» – священную песню – «неофициальный гимн буддистов России», как заметил ведущий Андрей Чымба. Полная драматизма «Легенда об игиле» – история о дружбе бедного сироты и прекрасного скакуна – в оркестровом исполнении вызвала восхищение публики.
Среди участников были и те, кто считал, что имеет право отыграть программу сольного концерта во время фестиваля. Ветераны ансамбля «Саяны», объединившиеся в группу «Эне-Сай», исполнили целых шесть номеров – это почти час! Выражение классика «Краткость – сестра таланта» явно не применимо к аксакалам тувинской эстрады. Зрители изнывали от скуки. Ведь в номерах «Эне-Сая» не было ничего нового: всем давно известные песни, танцы, костюмы и маски. На музыкальном фестивале «Эне-Сай» получил приз за лучший костюм.
Совсем другую реакцию зрителей вызвало выступление группы «Ойна» Республиканской школы искусств. И было чем восхищаться! Увертюра Бизе из оперы «Кармен», «Дагларым» Ростислава Кенденбиля, «Мексиканский танец»… А «Разговор барабанов», исполненный одновременнона трёх ударных установках! «Танец дождя» на экзотическом маримбу исполнила Байлак Монгуш.Байлак – выпускницаРШИ, сейчас учится в лицее при Красноярской государственной академии музыки и театра.
Вершиной фестивальной программы стало совместное выступление казанского пианиста Андрея Руденко с самарским джаз-бэндом «New A» (руководитель Олег Примак). Неискушённая в джазе, но, тем не менее, впечатлённая виртуозной игрой чаданская публика долго не хотела отпускать музыкантов, ещё и ещё раз вызывая их на бис. Бас-гитарист Алексей Титенко, саксофонист Ильфат Садыков и барабанщик Сергей Косынкин, несмотря на «зелёный» возраст – ребятам около двадцати лет – оказались настоящими профессионалами. А местных музыкантов грызла белая зависть: самарцы без лишнего звездизма показали настоящий класс.
После выступления к Андрею Руденко подошёл зритель из толпы (то, что он не был музыкантом, подтвердила композитор Оксана Тюлюш) и, свободно оперируя музыкальными терминами, поблагодарил за игру и в конце заметил: «А вы неплохо сыграли на тему «Каравана»… Для профессионального музыканта, два года работавшего в королевском оркестре в Ирландии, наверное, было неожиданностью вот так услышать оценку своего таланта.
Долгожданные «The Sun Ra Arкestra» вышли на сцену в блестящих костюмах уже ближе к полуночи. Ночь, луна то скрывается, то появляется из-под стремительно набегающих облаков и… музыка. Джаз. Американский джаз в исполнении легендарного коллектива во главе с живым символом Маршаллом Алленом. Зрители, затаив дыхание, старались не пропустить ни одного звука, ни одного движения музыкантов на сцене. Маршаллу Аллену в мае этого года исполнилось 80, но почтенный возраст не мешает ему ездить по миру, давать концерты. Другой участник «Сан Ра» – Ноэль Скотт – выделывавший сальто на сцене,разменял шестой десяток лет...
По неписаным правилам сцены концерт завершает самый именитый коллектив. В Чадане это правило не сработало. После мировых звёзд на сцену вышли музыканты из кызыльского ВИА «Аян».
ЮНЫЕ ЗВЁЗДЫ ФЕСТИВАЛЯ
Идея «Устуу-Хурээ» о толерантности воплощалась в самой непринуждённой обстановке. Пример старшим коллегам показали ребята из кызыльских групп«Салгал», «Чангы-Хая» и «Четвёртый квартал». Ночное пение под гитару в небольшом кругу очень скоро переросло в джем с саксофоном, барабанами, диджериду и флейтой. К костру дружбы подтягивались самарцы, новосибирцы, американцы… Звездой этой ночи стал Антон Увангур из «Салгала». Он и пел под гитару, и аккомпанировал на барабанах, и пробовал силы в джеме с саксофонистом из «Сан Ра» Абдулом Мейджиком.Ребята удивили зрителей, затеяв спор – какая команда исполнит больше частушек. Пели больше часа.Никто не хотел уступать. Пришлось пойти на мировую и завершить спор общей шуточной песней.А зрители разошлись к шести утра с приподнятым настроением и с мыслями о том, что если вырастает такое поколение, то судьба тувинской музыкальной культуры опасений не вызывает.
О юных дарованиях Тувы говорили и гости. Маршалл Аллен заметил: «Глаза и души этих молодых музыкантов открыты для нашей музыки».
С Абдулом Мейджиком и Дэвидом Эдриэном юные тувинские музыканты быстро нашли общий язык. Для музыкантов – профессионалов и начинающих – точкой соприкосновения стала, конечно, музыка. Ребята были для гостей гидами по Кызылу, а по ночам джемовали в гостиничном номере в «Монгулеке». Абдул Мейджик, которого ребята звали Я-Я, улетая из Кызыла, приглашал их в гости и не уставал повторять: «Ваша молодежь очень талантлива. Я буду счастлив, если они приедут в Штаты, побывают в Нью-Йорке, в Филадельфии». А самый молодой музыкант «Сан Ра», тридцатидвухлетний трубач Дэйв заявил, что в Туве прекрасная природа, а души её жителей открыты.
С МИРУ ПО НИТКЕ
Слова американского музыканта подтвердились и 3 июля – в день награждения победителей. До самого последнего момента оргкомитет считал, что придётся обойтись грамотами. Министерство культуры обеспечило Гран-при (музыкальный центр), а по остальным номинациям призов просто не было. Помощь пришла неожиданно. Кызыльчанка Эвелина Байыскылан, директор частного предприятия «Хорагай», принесла национальный тон для Маршалла Аллена и роскошный головной убор для менеджера «Сан Ра» Корнелии Мюллер. Искусной работы панно и шкатулку – призы лучшим вокалисткам фестиваля Нини Бенг и Кристине Бентс из Дании – принесла частный предприниматель Аида Комбу (Кызыл).
Спонсоры, пожелавшие остаться неизвестными, обеспечили призы по ещё нескольким номинациям.А футболки с символикой фестиваля, включённые в «джентльменский набор» победителей – спонсорская помощь бывшего жителя Чадана, ныне красноярца Александра Пролубникова.
Финны и самарцы не смогли бы приехать из Новосибирска, если бы не помогла деньгамикомпьютерная фирма «Синтез-Сервиз» (директор Роман Лудуп).
Но, пожалуй, самой большой жертвой стал отказ от участия в творческой программе фестиваля учащихся духового отделения Кызыльского училища искусств. Ребята раньше всех приехали в Чадан – не репетировать, а устанавливать юрточно-палаточный городок, убирать территорию Алдыы-Хурээ, монтировать сцену, так как монтаж сцены специалистами стоит больше двадцати тысяч рублей, а для фестиваля это немыслимая трата. После завершения гала-концерта, в пять утра4 июля, так и не поспав, юные музыканты принялись за разборку сцены...
ГОСТЕПРИИМСТВО ПО-СУТ-ХОЛЬСКИ
Подлинное бескорыстие и щедрость показали сут-хольские чабаны Алевтина и Анатолий Ховалыг, чья стоянка в местности Чечектиг оказалась на полпути от стоянки автобусов до озера Сут-Холь. Весь путь надо было пройти пешком. И чабаны встречали уставших путников чаем и вкусными блюдами национальной кухни: хойтпаком, сливками, лепёшками, чокпеком и сыром.А на обратном пути участников фестиваля ждал изиг-хан: хозяева зарезали барашка и угостили мясом и ханом немалую ораву гостей. Искреннее гостеприимство чабанов было особенно радостным после неприветливой встречи на Сут-Холе. Женская часть администрации кожууна каждую минуту напоминала гостям – и местным, и иностранцам – о том, что они здесь – чужие, их никто не звал, и вообще, «озеро не любит чужаков, здесь нельзя шуметь». Впрочем, об этих заповедях они сами и забыли. Первые двое суток жизнь возле палатки кожуунной администрации кипела: с утра народ пьяно гудел, днём отсыпался, а вечером принимался снова пить. Так громко, как они обсуждали местные сплетни, никтов лагере не разговаривал.
В Туве священны каждое озеро, каждая гора. Любая местность имеет своих духов.Но соблюдение святости места – это не только следование каким-то внешним обычаям, важно восприятие на духовном уровне. Каждый в меру своих сил старается открыть свою душу, если надо – покаяться, попросить очищения.
«ПОЗАБОТИЛИСЬ»
Было непонятно, зачем министерство культуры затеяло на Сут-Холе питание по талонам – оплата постфактум по количеству талонов – если местные восприняли это как очередное «давление сверху». Три раза в день кормили жидким супчиком, правда, хлеба давали по два куска и это, наверное, надо считать верхом щедрости Сут-Хольской администрации. Поморив всех голодом три дня, на обратном пути, после концерта на стадионе в Суг-Аксы, организовали банкет для гостей – мол, знай наших.
Чрезмерные чиновничьи заботы вышли боком фестивалю и в Чадане.Предложение рабочей группы кормить всех из «общего котла» – в столовой «Северянка» – было отвергнуто. Руководитель дзун-хемчикской потребкооперации Роза Деге (победитель конкурса «Центр Азии» «Человек года-2003») сытно и вкусно кормила в «Северянке» местных участников фестиваля – тех, кто прибыл из разных уголков Тувы.
Специально для питания гостейреспублики на территории Алдыы-Хурээ был открыт временный филиал ресторана «Кызыл» – в помещении то ли складов, то ли гаражей: выкрашенное в белый цвет «здание» с зияющими дверными проёмами, накрытое грязно-зелёного цвета сеткой, со столиками, накрытыми белыми скатертями и вовсе не ресторанной одноразовой посудой.
ЗАЧЕМ ТУВЕ «УСТУУ-ХУРЭЭ»?
Шестой фестиваль остался позади. Несмотря на организационные неурядицы плюсов у него всё же больше, чем минусов. Когда ещё, если бы не было «Устуу-Хурээ», тувинский зритель смог бы увидеть звёзд джаза – американского, европейского, российского; познакомиться с настоящим профессиональным искусством? Это шаг вперёд в музыкальной культуре Тувы. Из юных музыкантов, импровизировавших со знаменитостями, вырастут профессионалы без налёта провинциальности, не страдающие местечковостью.
Идея фестиваля о равенстве воплотилась и в спонтанных джемах. Показателен один случай, когда в юрте «Сан Ра» на Сут-Холе дождливым утром собрались музыканты – датчанки, украинцы, тувинцы – и вместе с хозяевами юрты играли музыку души. Они заходили в юрту и вплетали голоса, звучание своих инструментов в единый ритм. Под общий аккомпанемент солировал то проникновенный голос Светланы Волковой, то чистый сыгыт японца Тодорики Масахико, то саксофон Абдула Мейджика или горловое пение Антона Увангура…
Несмотря на три полуголодных дня на Сут-Холе, на проблемы с оплатой проезда (30 тысяч рублей на оплату обратной дороги финнам и самарцам были найдены в последний момент, за три часа до отъезда), музыканты разъезжались по домам с намерением снова приехать в Туву...
Юрий Льноградский, представитель Общества «Джаз в России»: «Не стоит давать обещаний, которые трудно выполнить. На фестиваль надо приглашать музыкантов, готовых работать без гонорара. «Устуу-Хурээ» – уникальный случай: удалось провести в глубинке фестиваль с участием известных музыкантов. Постараюсь сделать всё возможное, чтобы на следующий «Устуу-Хурээ» приехал гитарист Сергей Иванов. Широкой публике он не знаком, но – профессионал».
Йорма Тапио, руководитель группы «Kaski» из Финляндии: «В Туве богатая музыкальная культура, мне особенно понравилось горловое пение. Но проблема в том, что, когда ваши музыканты пытаются экспериментировать, вплетая в традиционную музыку элементы современной музыкальной культуры, с горловым пением надо обращаться очень аккуратно».
Андрей Руденко, пианист: «Тува в музыкальном плане – чистое поле. Важно, что посеют первым: попсу или настоящую, хорошую музыку. В больших городах публика испорчена, а тувинский зритель открыт и восприимчив. Музыкальная культура Тувы очень самобытна, много талантливых людей. Единственная проблема – удалённость от очагов культуры. Люди у власти должны озаботиться тем, чтобы народ вовремя воспринималвсё прогрессивное, что происходит в других странах. Тувинцы умеют воспроизводить то, что никто не может. Но в общемировой семье нужно ещё следить за тем, что происходит вокруг. Это, пожалуй, единственное, что я хотел бы сказать в качестве пожелания. Считаю, что команды, представленные на этом фестивале, были удачно подобраны. Игорь Дулуш и вся команда «Устуу-Хурээ» сделали большое дело. Намерен приехать и в следующем году, если будет свободное время».
Фото Марии Дубровской, Валерия Иргита и автора.
Виктория ХОВАЛЫГ