contrast1.jpgcontrast2.jpgcontrast3.jpgcontrast4.jpg
Уроки по Joomla можно найти здесь: http://joomla25.ru/
Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Фестиваль прошел, а что будет с храмом?..

«Автобус, в который мы сели, был полон людей. Казалось, это были просто пассажиры. Высадив некоторую часть, автобус поехал к общежитию училища искусств: забирать матрацы и одеяла с постельным бельем. Заносили неимовер­ное количество, зато ехали с комфортом, как иранские шахи на носилках. Прав­да, проезжая пункт ГАИ, приходилось уходить под свои «лежанки».


Оказалось, наши спутники — участники фестиваля, музыканты из «Чангы-Хая». А ехали они... строить юрточный лагерь и сцену. Я не очень хорошо представляла это, потому что не видела еще строителей, едва достигших 17 лет, младшему из них вообще было 15. Но Сергек Чапчын, который играет на дошпулуре, как Спиваков на скрипке, уверил, что все будет о'кей. Посмотрим. А пока они едут и поют, потому что просто не могут не петь. Так что для нас фестиваль, можно сказать, начался уже в автобусе.
Ехали мы вместо трех шесть часов — это же привычно для Тувы. В Доме культуры уже никого не было, лишь транспарант «Да здравствует Устуу-Хурээ - 2003!» одиноко приветствовал нас. Тимур, брат Игоря Дулуша, который должен был нас встретить, уехал договариваться о стройматериалах для сцены. Мы приготовились к длинному ожиданию, потому что если в Туве говорят «Скоро приедет», значит, ждать придется до глубокой ночи, если не до завтра. Немного приунывшие, мы сидели и озирались по сторонам на прохожих, которые, в свою очередь, разглядывали нас.
Когда огни в кабинетах ДК погасли, мы поняли, что ночевать будем здесь же, в ДК. Все нормально отнеслись к этому, и никто не расстраивался. Ну и я подбадривала себя тем, что завтра юрточный лагерь уже будет разбит. Наконец, можно пойти в здешнюю гостиницу. И только мы собрались туда, к нам подошли две женщины и мило сообщили, что гостиница на ремонте и ночевать там, соответственно, нельзя. «Давайте мы вас в храм отведем». А можно ли нам там ночевать? Но отказываться было глупо. В храме нас тепло встретили. Кроме нас здесь жили еще два гостя: художник-сценограф Юрий Ахпашев и художник из Калмыкии Чингис Жигмитдоржиев.
Юрий приезжает на фестиваль каждый год. Уже за полмесяца он приезжал, присматривался, где и как расположить юрты, сцену, места общего пользо­вания. Он скромно считает, что его задача как сценографа вторична: «Это всего лишь некоторое обрамление». В этом году работа предстоит сложная, потому что все будет проходить под открытым небом. Зато и интереснее. Юрий родом из Хакасии, но Туву считает второй родиной, а себя — уже тувинцем. Его всегда привлекают подобные мероприятия: «Сама идея фестиваля очень близ­ка мне по духу. Он уникален не только в масштабе республики, но и в мире. Это очень человечный фестиваль, и я готов вкладывать свои средства в него».
Миссия Чингиса была совсем иная: он должен был «открыть глаза Будде». Что это значит, он объяснил позже, когда принес статую Будды из алтарной комнаты храма. Фигура, выполненная из гипса, была стандартной, как все буддийские статуэтки, но уж больно разноцветной: волосы Будды были синими, тело розовато-телесного цвета, мантия оранжево-красная, ногти красные, глаза подведены снизу и сверху, как у индийских богов, — тот, кто это делал, очень старался. Но это не соответствовало канонам. «У Будды веки должны быть полуоткрыты — он же в медитации, — покачал головой Чингис, — и зрачки у Будды тоже не должны быть видны, лицо, макушка и тело должны быть выкрашены золотым цветом, мантия — оранжевым. И не должно быть ногтей. Вот я и буду сейчас открывать глаза» - начал готовить он краски. Чингис - бурят по национальности, но живет и работает в Калмыкии. Он художник буд­дийских храмов, если можно сказать, буддийской живописи. Приехал к нам в Туву разрисовывать алтарную часть нашего храма в Кызыле.
Уже ближе к полуночи появился человек в бейсболке с уставшим видом, оглядел нас и таинственно исчез в дверях. Мне сказали, что это тот самый Тимур, ему очень некогда. Понимаю. Завтра успеем поздороваться. Но через час он приехал снова, поздоровался и предложил уехать. «Куда?» - начала собирать я сумку. «В Красноярск,- улыбнулся он. - Фестиваль переносится туда». - «Ну, поехали». А поехали мы на окраину города к друзьям Игоря и Тимура в уютный дом Март-оола и Аллы Ондар. Супруги Ондар работают в школе. Алла учитель истории, русского языка и литературы. Когда-то тоже была из области искусства, но обстоятельства заставили поменять профес­сию, но новая работа ей нравится. «А почему вы живете так далеко от школы и центра?» -  поинтересовалась я. «Здесь спокойнее», — улыбнулась хозяйка. Действительно, на первый взгляд не только здесь, а во всем Чадане спокойно, улицы словно спят от летнего зноя, прохожие с интересом разглядывают при­езжего и проходят дальше по своим делам, как, в общем, в любом провинци­альном городке. И не подумаешь, что это одна из криминальных местностей Тувы. Но то, что я успела узнать у местных жителей, пока ждала Тимура, подтвердил разговор с Аллой: в местную хирургию каждую ночь поступает не менее семи человек с колото-резаным ранением. «Так что ночью у нас лучше не выходить никуда», - по-учительски серьезно сказала хозяйка. То, что Чадан - город, напоминают и новый супермаркет в центре, и компьютерный класс у почты, и то, что почта работает круглосуточно, иномарки крутые разъезжа­ют, и то, что здесь есть... такси! Круглосуточно, за десять рублей! Самое пер­вое, что бросается в глаза, — много детей и стариков. Молодежи почти не видно, лишь где-то пройдут девчонки-старшеклассницы. Наверно, вся моло­дежь в этих иномарках и ездит, потому ее и не видно. И на базаре для этой категории населения коммерсанты одежду не возят.
Утром нас отвезли на поляну за рекой Чадан. Большая круглая поляна была освещена ярким солнцем. Наверно, здесь раньше проводились праздники Наадым, пионерские костры. Прямо посередине росла большая лиственница. Именно под ней Юрий и решил построить сцену. Одноклассники Игоря при­шли сюда, чтобы помочь. «Мы не можем не помогать. Это нужно и городу, и жителям Чадана, и всем нам: восстановить храм - святое дело», - говорит Март-оол Ондар. А «Чангы-Хая» репетировала около юрты. Невольно забываешь обо всем, когда смотришь на улыбку и бронзовые монгун-тайгинские щеки Кан-Кулера, слушаешь раскатистый каргыраа Начына, смотришь на бы­стро бегающие пальцы Сергека, смотришь на этих дружных, озорных, трудо­любивых и талантливых ребят.
Тем временем мы пошли познакомиться со знаменитой в Чадане группой «Челээш», без которой почти не обходится ни одно мероприятие в городе и в округе, — они репетировали в бане местного учителя музыки Мергена Сата. Эта группа образовалась еще в 1984 г., но из прежнего состава сейчас никого не осталось. Теперь в ней играют Ян - соло-гитара, Вадим - композитор и со­лист, Шулуу- клавишник, Николай - бас-гитара. В фестивале они участву­ют с самого его начала, не только чтобы восстановить храм, но и на людей посмотреть, себя показать. Ян отмечает, что уровень игры музыкантов с каж­дым годом растет. «Надеемся, что и мы растем», — улыбается Вадим. В этом же домике репетировало созданное за несколько дней до фестиваля музыкан­том из Новосибирска Борисом Мышлявцевым трио «Тос-Бельдир». Борис сво­бодно говорит на тувинском языке, поет песни, сочиняет и еще успевает заниматься наукой. В Чадане он нашел баяниста Мергена — очень веселого и удивительно подвижного человека (наверное, в прошлой жизни он был негром) и барабанщика Александра Скорых - прапорщика, ритмичного и невозмути­мо спокойного. А хорошо или плохо у них получилось, решит публика.
В первый день фестиваля на поляне стояло уже три юрты. Сцена была построена, но «не одета». Самыми первыми приехали гости из Швейцарии Беат Гольдштейн из Берна и Флориан Купфет из Цюриха. О фестивале узнали из Интернета и решили приехать. Во второй половине дня поляна была заполне­на гостями и участниками. Развешивали картины, плакаты на юрты, ставили стенды (всех поразила выставка фотохудожника Татьяны Немковой), готовили аппаратуру, кто-то уже и репетировал. Тут и там сновали любопытные де­тишки. А в полосатой палатке за сценой бойко шла регистрация участников и гостей. Ведущие Андрей Чымба и Дина Оюн зазывали участников на построе­ние — фестиваль традиционно начинался с шествия по городу с масками мис­терии Цам.
Шествие началось с перехода реки Чадан по свежетесаному мосту, кото­рый будто бы появился по щучьему велению, музыкантов хотению. Предста­вители разных стран под транспарантами двинулись за пляшущими в масках артистами из ансамблей «Лунг-Та» и «Саяны», впереди - «КамАЗ» с аппа­ратурой и ведущими. Этого ритуала особенно ждут жители города. Все высы­пают на улицы, возле своих домов, некоторые нарядные, со стульчиком. Невольно вспоминается фильм «Безымянная звезда»: помните, когда все жители ходят на вокзал посмотреть, как проезжает дизель-электропоезд. Толь­ко, в отличие от героев фильма, чаданцы ждут этого события целый год. Они даже знают, что шествующие обязательно захотят пить, и уже приготовили ковшики с водой. Очень отзывчивые и скромные эти люди - чаданцы.
Режиссером пятого фестиваля назначена режиссер РМДТ Марина Сарыг. Концерт открыл хелин (гелонг- монах)  Буян-башкы из Управления Камбы-ламы. Он прочитал благопожелание на тибетском языке для всех собравшихся. «То, что человек не делает ничего доброго никому, подобно чашке аржаана, оставленной на солнце, — вода испарится без пользы, — сказал он. — То доброе дело, которое вы делаете ради восстановления Устуу-Хурээ, не капля в море, а само море. Пусть наши добрые пожелания сбудутся». Затем бойко выступили ведущие — «московская дама» Дина Оюн и «парень из толпы», как выразился Андрей Чымба. Они старались не отставать друг от друга в остро­умии и развлекали публику шуточками. Сообщив, что юбилейный фестиваль стал официально международным, что гостей приехало много, что нужно по­благодарить Минкультуры, ведущие пригласили на сцену гран-призеров пре­дыдущих фестивалей: ансамбли «Чиргилчин», «Чангы-Хая», «Салгал» и «Тыва». Победители спели по традиции неофициальный гимн фестиваля - песню, посвященную Устуу-Хурээ. И только теперь можно было считать фес­тиваль открытым. От имени гостей фестиваля на тувинском языке выступил гость из Америки Дэвид Харрисон, автор и составитель первого англо-тувинского разговорника. Он сказал, что очень рад возрождению традиций в Туве. Кон­курсную часть открыла группа «Челээш».
Затем на сцену вышел один из самых популярных коллективов в Туве - детская фольклорная группа «Октай». Все мы знаем, как хорошо октайцы исполняют русские народные песни, но тувинскую народную на русский ма­нер слышали немногие - под русскую пляску, балалайки, трещотки извест­ная песня «Тарлашкын» зазвучала по-новому. Взрывом аплодисментов и свистом с первых же нот приветствовали чаданцы песню в исполнении «Октая» и ансамбля «Благовест» из Красноярска и долго не отпускали со сцены. А за сценой готовились к выходу наши «строители» - «Чангы-Хая». Очень символично, что именно эти две группы - русская фольклорная «Октай» и тувинская фольклорная «Чангы-Хая» - победили в номинации «На­дежда Тувы» и получили от спонсора фестиваля Константина Дамдына по три тысячи рублей. После выступления каждому участнику дарили медаль, сим­волично сделанную из глины - словно это частичка Устуу-Хурээ. Интерес­ным выступлением этого вечера была игра на хомусе основателя и генерального секретаря международной ассоциации игры на хомусе Лео Тадагавы из Япо­нии. Он получил приз в номинации «Лучший инструменталист». Игра Имре Кяхари из Финляндии на игиле, одетого в тувинский национальный костюм, поразила не только членов жюри, но и зрителей. Уловить голос игила, говорят, сложно. Именно голос — он разговаривает голосом того человека, который на нем играет. Имре не только играл, но и безупречно исполнил горловое пение в стилях сыгыт и каргыраа. Он по праву получил приз в номинации «За любовь к Туве», приз от чаданского камнереза композицию «Устуу-Хурээ» и подарок от внучки Буяна-Бадыргы Ларисы Долаан. Не помню, чтобы на конкурсе или фестивале председатель жюри выступал, да еще так задорно и с молодецкой удалью. А на Устуу-Хурээ это возможно - веселые частушки Марка Оюна из Турана не оставили равнодушными зрителей: они подпевали, даже пританцо­вывали на месте. Каргыраа самого старшего по возрасту участника фестиваля Николая Шойзан-оола из Ак-Дуруга доносило до нас что-то далекое, мощное, древнее. Даже одежда у него была не современная, то есть не сценическая. И зрители слушали его восторженно и одновременно почтительно. Если есть самый старший, значит, есть и самый юный - это флейтистка Алдынай Араптан, ко­торая получила приз в номинации «Юный инструменталист».
С появлением группы «Алаш» члены жюри вздохнули: вот тот самый профессиональный уровень - одежда, осанка, исполнение, манеры, в их песнях понятно каждое слово. Зрители даже замерли, чтобы не упустить ни единого звука. Истинное мастерство покоряет сердца. «Алаш» стала лучшей тувинской фольклорной группой и получила от Константина Дамдына три тысячи рублей. Интересным было выступление импровизированного трио из Норвегии с веселым и шутли­вым названием «Молдурга»  (первый бычок), у музыкантов и имена были ту­винские: Мортен Абильдснес - Мортай-оол, Пипа Палиакка - Белек-Кыс и Брит Коберстат - Бирги-Кыс. Казалось, ничто не может омрачить такой праздник, такое единение раз­ных людей, разве что нехватка одеял. В самом разгаре концерта на сцену вы­шел Буян-башкы с просьбой... вернуть украденное у иностранных гостей (как он культурно выразился: забрали без разрешения). Австралийцы Бадикс Аарон и Кейт Винсент приехали в Туву впервые - поучаствовать в фестивале; увле­ченные, как и все, выступлением коллег-музыкантов, они не заметили, как их палатки со всем содержимым украли. Хочешь не хочешь, а начнешь верить в сказанное Максимом Горьким о тувинцах: вороватый народ. А почему бы не постараться и не оправдать надежды? Я не думаю, что это относится к тувинско­му народу в целом, потому что мои дедушка и бабушка говорили: «кижи чувези химерелдиг» — чужая вещь с проклятием — да и вообще воровать — позор. Каждый раз, когда происходило нечто неподобающее, Чингис спрашивал меня: «Почему у вас так — вы же буддисты?» К сожалению, буддизм еще слишком юн для населения по сравнению, например, с Калмыкией или Бурятией, а тра­диции настолько утрачены, что становится тревожно за будущее. Уверена, най­дется читатель, который воскликнет: да что она говорит! как это утрачено?! Согласна, есть люди, которые болеют душой за народ, его традиции, его буду­щее, и в процентном соотношении они обязательно перевесят тех, кому напле­вать на день завтрашний и честь народа. Я говорю о том, что нас окружает сейчас и к чему мы, к сожалению, привыкаем. Ведь тогда на поляне все покача­ли головой, поцокали, какие воры нехорошие и как им не стыдно, да и все. Скажете: воров-то среди них и не было. Может быть, ничего не говорю, просто австралийцы назавтра уехали, даже не захотев выступить... Концерт закончился далеко за полночь. Люди не расходились, но спать уставшим от проделанно­го долгого пути хотелось. Несмотря на это, каждую ночь горели костры, вокруг которых собирались музыканты и гости и пели до самого утра.
Следующий день начался с посещения стен Верхне-Чаданского монасты­ря. Посередине большого поля стоят, как молчаливые стражи, глиняные сте­ны. Настенные рисунки и надписи хранят тепло древних времен. Но вот среди них кто-то из наших современничков уже успел нацарапать свои примитивные каракули. Если внимательно присмотреться, то вы увидите меж глиняными пластинами плоские камни и гальку. Такие стены называют землебитными. Поразительно то, что через столько времени стены остались, и ничто их не берет: ни дождь, ни снег, ни стужа, ни зной. После молитвы башкы напомнил основную заповедь буддизма: если ты не в силах помочь другим, не желаешь этого, то хотя бы не вреди. С таким наказом мы все поехали обратно в лагерь.
Открыла вторую часть группа из Москвы - театр тибетской мистерии «Лунг-Ta». Все участники группы - буддисты. Они с собой привезли дико­винные инструменты самых разных размеров: от трехметровой трубы до ма­леньких буддийских колокольчиков. «Лунг-Та» явилась и спонсором фестиваля: они подарили призерам лазерные диски со своим выступлением. Гости из Москвы стали победителями специальной номинации «Лучший музы­кальный проект в поддержку буддизма в Туве» и удостоились приза от того же К. Дамдына - игил, стоимостью в 300 долларов. Как не хотелось Игорю не выходить на сцену (он очень устал за эти дни, поэтому считал, что в таком виде появляться перед публикой нельзя), как хозяин фестиваля он был обязан по­явиться. Семейная группа «Интернат» — Игорь Дулуш, Софья Кара-оол и Найыс Дулуш под бурные аплодисменты вышли на сцену.
Традиционные номинации остались: лучшей рок-группой фестиваля ста­ла группа «Амыр-Санаа» из Улуг-Хема и кроме диплома получила полторы тысячи рублей от оргкомитета, лучшей фьюжн-группой стали «Глухари на пороге вечности» из Красноярска, которые получили еще и специальный приз от регионального отделения партии СПС - полный комплект тувинской нацио­нальной одежды. Победителями в номинации «Лучший мужской вокал» стали Андрей Монгуш («Хуун-Хуур-ту») и Сайдаш Монгуш (РМДТ), в номинации «Лучший женский вокал» - Айдысмаа Кошкендей («Чиргилчин») и Татьяна Гордеева (Красноярск). Лучшим барабанщиком назван Алдар Байкара (Кы­зыл), лучшим баянистом - Мерген Сат (Чадан), лучшим гитаристом - Алек­сандр Чавынчак (Кызыл). Среди инструменталистов всех поразили Владисвар Надишана из Красноярска, Мортен Абильдснес из Норвегии и Джон Маурис из Англии. Были и специальные номинации. Как музыкальный подвиг члены жюри отметили выступление Ильи Синкина из Москвы: он сыграл произведе­ние собственного сочинения на фортепиано под сибирской лиственницей. Луч­шим дебютантом фестиваля стал Лоран Пако из Франции. Лоран долго не мог выехать в Туву из-за проблем с визой и приехал в последний день конкурсной программы - как говорится, с корабля на бал. Он получил диплом «За лучший музыкальный дебют» и агалъматолитовую композицию Виктора Куулара «Устуу-Хурээ». Один из участников Геннадий Чамзырын (Ген-Дос) сказал, что многое повторяется из года в год, мало нового, однако отметил разнообразие групп и музыкальных направлений на нынешнем фестивале. Он играл на чадагане, звуки его инструмента напоминали то голос из глубины веков, то нечто космическое, и жюри присудило ему приз «За синтез древности и будущего». Специальный, с этого раза уже ежегодный, приз от ГТРК «Тыва» - профес­сиональный цифровой фотоаппарат - Андрей Чымба вручил группе «Чангы-Хая». Гран-при же фестиваля по праву завоевал Национальный оркестр Министерства культуры РТ. Художественный руководитель оркестра Аяна Монгуш рассказала, что идея создания своего национального оркестра в рес­публике была еще в 1940-е гг., но осуществилась она лишь два года назад. Все музыканты - дипломированные специалисты. Очарованный исполнением ор­кестра песни «Мен тыва мен» член жюри Сергей Маркус («Радио России») даже предложил сделать ее гимном Тувы.
Вне конкурса почетное звание «Покровитель фестиваля» оргкомитет при­судил замечательному певцу и просто хорошему человеку Анатолию Куулару — члену группы «Хуун-Хуур-ту»: «Если Анатолий здесь, значит, фестиваль состоится и пройдет на высоком уровне». На закрытии фестиваля от имени Правительства выступил заместитель Главы Правительства РТ Шолбан Кара-оол, который еще и являлся одним из спонсоров фестиваля. Не бывает так, что на фестивале все выступления безупречны — были и ничем не блещущие в профессиональном отношении группы, но есть надежда, что к следующему фестивалю эти участники подготовятся серьезней.
Во время концерта оргкомитет пустил по кругу ящик для пожертвова­ний, а собранные деньги - чуть больше трех тысяч рублей - тут же вошли в призовой фонд фестиваля. Конечно, только на такие средства невозможно было бы провести такое грандиозное мероприятие — помогали действитель­но всем миром.
Прощаясь со зрителями, Андрей Чымба напомнил, что завтра, 6 июля — святой для всех буддистов день, день рождения Далай-ламы (изначально фе­стиваль был приурочен к этой дате), и поздравил всех. Кто-то на фестивале сказал: музыканты не должны строить храм, но именно музыканты и журнали­сты, просто творческие люди должны привлекать внимание и поднимать народ на восстановление храма. В материальном отношении фестиваль был убыточ­ным (как сказал Игорь Дулуш, затраты составили около 600 тыс. руб. — ведь все работали бесплатно), но в духовном — самым богатым. «Устуу-Хурээ » за­кончился, но голос его дал новый импульс к созиданию доброго, возрождению и процветанию духовной культуры всех, кто причастен к нему.
А что же храм? Фестиваль прошел, и о нем забудут до следующего раза? Виля Хаславская (как она сама себя называет, главный идеолог и контролер возрождения Верхне-Чаданского монастыря), сказала, что Устуу-Хурээ зане­сен в государственную программу реставрации в России, потому что он пред­ставляет ценность не только для истории культуры Тувы, но и России, и каждый год Министерство культуры РФ выделяет деньги в фонд восстановления храма, вот только куда эти деньги идут, Виля Емельяновна сама хотела бы знать.
- Сказать, что эти деньги всерьез освоены Министерством культуры Тувы, не приходится, - заявила она.  - До сих пор было выделено около 3 млн руб. Два из них реализованы, третий, который должны были получить в прошлом году, был снят с Тувы, потому что Тува так и не оформила необходимые для получения денег материалы. В этом году, как и в прошлом, выделено 800 тыс. руб., но до сих пор документы не оформлены, до сих пор договор между Минкультуры Тувы и федеральным министерством не заключен, поэтому финан­сирования нет.
А тормозит это дело, как выразилась Виля Емельяновна, нерастороп­ность наших местных начальников. Как она сказала, сначала были люди, кото­рые не очень понимали значимость этого памятника, и деньги, как утверждает она, ушли не по назначению, но потом были восстановлены. А идею проведе­ния такого фестиваля она считает очень полезной, и своим названием он при­влекает внимание общественности. Ученого радует то, что идея восстановления храма укоренилась в сознании населения, также она выразила надежду, что было бы прекрасно еще, если бы музыканты и гости фестиваля сообща уча­ствовали в работах по расчистке развалин храма... А пока вы читаете эти путевые заметки, оргкомитетчиков осаждают вопросами: куда, мол, дели взносы, взимавшиеся с участников, - 150 баксов с иностранца и с наших по 100 (руб­лей, конечно). Бедные организаторы не знают, что ответить, потому что сами слышат это впервые. Вот так. Правильно Игорь говорил: делать хорошее, красивое - дело сложное и неблагодарное..


Светлана Монгуш, газета "Информ-плюс" , № 29 от 16.07.2003 г.