ИСТОРИЯ УСТУУ-ХУРЭЭ




...Летом 1983 года московский архитектор Вилля Емельяновна Хаславская (родители ей дали имя Вилля – Владимир Ильич Ленин) по программе сбора информации о памятниках истории и культуры СССР (её конкретной задачей был поиск памятников культуры на территории РСФСР) приехала в Тувинскую АССР. В министерстве культуры республики она посетовала, что не осталось ни одного буддийского храма, в ответ сотрудник Минкультуры рассказал про развалины храма под Чаданом. Вилля Емельяновна со своей группой приехала на Устуу-Хурээ. Сделали шагомерный план, фотографии. В государственном архиве республики нашли фотографии храмового комплекса Устуу-Хурээ 1925 года, сделанные Владимиром Ермолаевым.
Из интервью Вилли Хаславской во время проведения XIII Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ – 2011»:
«Мной осенью 1983 года была написана докладная на имя министра культуры РСФСР о том, что это уникальный памятник – останки ламаистского храма необычной архитектуры и что необходимо его поставить на государственную охрану. Необходимо провести консервацию памятника. И так как сохранились следы первоначальной архитектуры и фотографии, то, может быть, можно даже говорить о реставрации памятника.
… Разрушить Устуу-Хурээ окончательно не получилось, так как основание стен имело толщину 1,5 метра и без бульдозеров это было невозможно. Но храм использовали как загон для скота, поэтому там на полметра был культурный слой и заросли крапивы. Поле, на котором стоит храм, было орошаемым и безумно красивым. Вокруг росли ива и облепиха.
Спустя год храм вошёл в список охраняемых памятников Тувы и получил статус памятника архитектуры РСФСР, его должны были автоматически реставрировать. Тогда и началась эпопея борьбы за его восстановление. Это было сложно». Благодаря полученному статусу, развалины храма Устуу-Хурээ стали охраняемым памятником, и это спасло от дальнейшего разрушения."
В 1992 году Вилля Емельяновна создала чертежи для реставрации храма, шаблоны, эскизы покраски. Это был гигантский труд, и не только архитектурный, но и научный (всю эту красоту можно увидеть в новом храме Устуу-Хурээ). В Институте искусствознания проекту реставрации комплекса дали положительную оценку. Его утвердил экспертный совет Министерства культуры РСФСР. Смета и проект были готовы. Был изучен состав стен, так стало известно, из чего они сделаны и в каких пропорциях готовилась смесь для возведения стен.
Как рассказывала Вилля Емельяновна, продвижение идеи восстановления храма шло очень и очень непросто. Она приезжала в Туву и ходила по всем кабинетам. И, наконец, по федеральной целевой программе «Культура России 2001 – 2005 гг..» были выделены деньги на реставрацию. Но вместо реставрации храма их начали использовать на другие нужды. Доходили до того, что архитектору в лицо говорили: «Зачем вы приехали? Мы вас не звали!»
Но, закалённая военным детством, она не обращала внимания на эти выпады. Продолжала из года в год приезжать и ходила по кабинетам убеждать чиновников. Пять министров культуры Тувы сменились за это время. А Устуу-Хурээ по-прежнему был никому не нужен. Времена непростые, какой уж там храм… тем более в Чадане. Нельзя сказать, что ничего не делали. Проводили работы по реконструкции деревянной части храма. Красивые столбы, что стоят на въезде в этнокультурный комплекс «Алдын-Булак» и в Кызыл, были изготовлены как раз для реставрации Устуу-Хурээ. Даже были проекты переноса строительства храма Устуу-Хурээ в город Кызыл. Но хорошо, что эта идея ограничилась только словами.

Часть I — Единственный в мире фестиваль, который построил храм
Часть II — «Устуу Хурээ». Фестиваль. Люди. События. Даты
Часть III — Фестиваль «Устуу-Хурээ» будет в честь строителей храма