«Устуу–Хурээ» – это не только музыка

Некоторые гости начинают подозревать, что «Устуу-Хурээ» - это не только музыка, прямо с первой поездки. Некоторые – со второй, когда принимаются размышлять: а как же они вновь тут оказались. Кто этого не поймет, второй раз не приедет. Но число гостей неуклонно растет.

Прикосновение

На «Устуу-Хурээ» у гостей республики есть возможность прикоснуться к Туве, как к самоценной вещи в себе. Когда кажется, что подпрыгни – и достанешь звезду. Когда простое умывание в чистейшей речке становится неким действом, очищающим душу.

Чувствительные души нащупают места силы, где можно получить энергию.

 

На «Устуу-Хурээ» местные жители могут прикоснуться к тому миру, который окружает Туву. Почувствовать Европу, Азию и Америку одновременно. Совершенно не владеющий иностранными языками человек может сразу понять фразу: «Посторожите мое место, я сейчас вернусь», произнесенную на языке Шекспира или Сервантеса.

Выросло уже целое поколение чаданцев, которые точно знают, что летом, в определенные дни, сюда приедут гости из разных краев, и что будет много – до отвала – потрясающей музыки.

А кроме того, сюда приедут несколько мировых звезд, попасть на концерты которых трудно и на их родине. И все это – даром. Не в смысле – на халяву. А в смысле – будет дар от души.

Подарок

Фестиваль «Устуу-Хурээ», это, по сути, дар чаданцам. Сначала Игорь Дулуш сам получил подарок, осознав, чем является Верхнечаданский монастырь. А потом сделал ответный подарок жителям всего города.

Ведь фестиваль идеально подходит под губернаторский проект «Одно село – один продукт». Жители города могли бы неплохо заработать на фестивале. Да, он продолжается всего несколько дней, но ведь длительность пребывания туристов легко увеличить. Туризм реально мог бы стать «одним продуктом» Чадана!

Вот: туристов сюда привезли (они слетелись на фестиваль), дальше можно с ними делать что угодно. Не у всех есть обратные билеты на тот же день. Предложите им конную прогулку, экскурсию до Сут-Холя, расскажите легенду про Синего быка. Может быть, в первый раз и не получится (билеты на руках), но в следующий раз туристы задумаются, может, и впрямь стоит здесь задержаться.

В этот раз несколько человек сговаривались сразу после фестиваля ехать на Чагытай. Неужто в Дзун-Хемчике нет мест, где можно просто отдохнуть? Может быть, полечить физические (или душевные) травмы на аржаанах, загадать желание в волшебном месте?

Почему мы не любим туристов?

Туристы – такие же люди, как и мы. Правда-правда! Только мы здесь живем, а они приехали оставить здесь свои деньги. В самом палаточном лагере фестиваля это быстро поняли, прямо на его территории некоторые оборотистые гости продавали прохладную индийскую одежду, варили кофе, торговали сувенирами. Не всегда по теме, но на отдыхе деньги как-то не очень принято экономить.

За все дни Наадыма-фестиваля в палаточном городке заболел только один человек: женщина умудрилась поесть шашлыки не в самом лагере, и даже не около стадиона, где у продавцов проверяли документы, а где-то вообще в проулке. Ну, отравление несвежей пищей, к счастью, оказалось легким, все окончилось благополучно.

Да, еще один маленький мальчик обжегся крапивой. Но это, для отдыха на природе, вполне нормально – научится хотя бы отличать крапиву от других растений.

Во время хуреша на раскаленном стадионе мог бы озолотиться человек, который догадался бы прийти туда с запасом воды и стопкой пластиковых стаканчиков.

Все умеют читать

Семья с таксой в придачу приехала, по их словам, за тысячу километров. Они хотели немногого: только увидеть то, что обещали показать. Хотели увидеть хуреш и скачки. Вполне законное желание, практически все мы очень даже не против посмотреть хороший хуреш и скачки.

Они прочитали на сайтах интернета расписание. И приехали… когда все уже закончилось. Они умеют читать, и прочитали все правильно. Но расписание мероприятий менялось постоянно. Соревнования переносили не только на несколько часов, но и на несколько дней. С трудом удалось убедить раздосадованных гостей, что в этом организаторы фестиваля не виноваты, что это – совсем другая программа – программа Наадыма (оставим в стороне вопрос, почему программа Наадыма менялась!), что они зато смогут принять участие в Хороо и послушать замечательную музыку.

А если бы любили туристов, то размещали в интернете правильную программу и не меняли бы ее.

Помощь фестивалю

В этот раз администрация района хорошо помогала организаторам фестиваля. Да и могло ли быть иначе? Ведь это было дело чести – отмечали и юбилей Даа-хошууна. Впрочем, и организаторы сами расстарались. Возьмем такой далекий от искусства предмет, как туалет. Можно размышлять об экзистенциализме или обмениваться мнениями об авангардной музыке. Но рано или поздно захочется пойти и туда, куда сам царь пешком ходит. Почему кабинки каждый год разбирали? С другой стороны, это и хорошо, сейчас их откровенно сделали разборными, и в каждой кабинке есть лампочка – вообще фантастика, не надо ходить с фонариком.

А почему бы и району не присоединиться к усилиям организаторов? Например, сделать хорошее место для костра, позаботиться о сохранности навесов, или даже сделать самим несколько. Это нетрудно и недорого. Другой вопрос – все боятся, что их (деревянные сооружения) разберут зимой на дрова. Ну это уже тогда вопрос ко всем нам, жителям Тувы: почему мы так не любим туристов?

И. Вечорко