До новых встреч, "Устуу-Хурээ"!

Газета Тувинская Правда 28.07.2012 N80

– Это фестиваль, свободный от шоу-бизнеса, – так охарактеризовал мне свою идею, воплощенную в жизнь вот уже четырнадцатый раз, директор фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» Игорь Дулуш, – искусство здесь вершится ради искусства, а не ради извлечения прибыли.


Прошли четыре дня фестиваля, который собрал в этом году свыше тысячи человек. Это число стало рекордным за все годы проведения фестиваля, что свидетельствует о растущей его популярности, не только среди наших зем­ляков и гостей из других ре­гионов России, но и иностранцев из Польши, Украины, Чехии, Японии, Индии, Норвегии, Германии, Беларуси, Финляндии.
А ведь начиналось все более чем скромно. Как рассказывает Игорь Дулуш, в 90-е годы было засилье фонограммы.
– Живая музыка отходила в небытие, и это привело к тому, что многие музыкальные группы распадались, творческие люди оставались не удел , уходя из искусства. Это одно. А второе, – продолжает он, – когда рухнул Советский Союз, вместе с «совком» рухнули идеалы людей того времени – то, во что они верили.
Вот и родилась у Игоря Дулуша идея, решить две проблемы организацией ежегодного музыкального фестиваля, тем самым дав творческим людям возможность реализовываться, находить выход своим творческим порывам. Также этот фестиваль должен был служить возрождению веры народа, в данном случае – буддизма.
По его словам, на первом фестивале участники и гости жили почти что впроголодь: из еды организаторы могли предложить лишь жареные лепешки и чай с молоком. Так начинался «Устуу-Хурээ», участниками которого были только музыканты из Тувы.
– По итогам первого фестиваля я понял, что можно приглашать гостей из других регионов России и привлекать иностранцев. В популяризации фестиваля на республиканском и федеральном уровнях большую роль сыграли представители СМИ.
Что же делает фестиваль «Устуу-Хурээ» особенным, не похожим на остальные музыкальные фестивали? Наверное, многообразие, заключенное в разности мнений участников фестиваля, их музыкальных стилей. Этот фестиваль всегда отличался веротерпимостью и религиозной толерантностью его организаторов и участников. И в нынешнем году ничего в этом плане не изменилось. Вот хозяева сцены – чаданский ансамбль «Кенгирге», исполнив несколько горловых песен под аплодисменты зрителей, уступали сцену девушкам из группы «Яранга», нараспев исполняющим православную молитву Богородице.
Сюда, на «Устуу-Хурээ», едут из разных мест очень разные люди: мужчины и женщины, дети и взрослые, обычные ребята и сторонники неформальных молодежных движений. И вот что любопытно – все они находят здесь то, что ищут. Кто-то – просто хороший отдых, кто-то – возможность реализовывать себя как музыканта. Люди объединяются, находят новых знакомых. Здесь все разные, но все вместе.
Наверное, это и есть так называемая «народная дипломатия». Как сказал председатель Общественной палаты РТ Хонук-оол Монгуш, специально прибывший в Чадан на закрытие фестиваля «Устуу- Хурээ»:
– Российская Федерация основана на умении представителей разных национальностей и религиозных убеждений жить и мирно сосуществовать друг с другом. Подобные мероприятия делают больше для дипломатии и воспитания толерантности молодежи, нежели чиновничий аппарат.
Он и в шутку, и всерьез заметил, что Чадан без «Устуу-Хурээ» уже вовсе не Чадан. В этом с ним нельзя не согласиться. Для жителей республики этот городок может и ассоциируется с «зеленым магазином» и Сергеем Шойгу, но для засаянских гостей фестиваля Чадан – прежде всего, именно фестиваль Игоря Дулуша. И здесь нужно добавить, что в этот раз зрителями заключительного гала-концерта могли стать не только гости фестиваля и жители города Чадана, добрая половина которых этим вечером собралась на трибунах стадиона. Любой желающий, находящийся где угодно, мог «виртуально» побывать на концерте. Это стало возможным благодаря прямой интернет трансляции на официальном сайте фестиваля «Устуу-Хурээ».
Глазам гостей и интернет-зрителей открывалось не только действие, происходящее прохладным вечером на стадионе, но и все праздничные события этих четырех дней. Организаторы фестиваля выложили на своем сайте видеоматериалы, где сменяли друг друга кадры из жизни лагеря, бесконечных музыкальных
концертов, картинки с районного Наадыма, празднование которого в Дзун-Хемчике проходило все эти дни параллельно с фестивалем.
На них Тува открывалась миру в схватке борцов, хоомее, девственной природе и старинных развалинах, курганах. Именно эта экзотика и привлекает в Туву туристов.
На проведение 14-го Меж­дународного музыкального фестиваля «Устуу-Хурээ» в этот раз было выделено в четыре раза меньше средств, чем в прошлом году. Всего 150 тыс. рублей. Организаторам пришлось ужаться. Не значит ли это, что 14-ый фестиваль станет последним?
Да, храм построен, но это не значит, что миссия фестиваля выполнена. Она ведь в другом – открывать Туву миру, приобщаться к нему, учиться понимать и уважать людей, не похожих на тебя ни цветом кожи, ни разрезом глаз, но также, как ты, влюбленных в свободу и в то, что называется живой музыкой.
Кстати, хоть участники конкурса и выступали ради искусства, не преследуя иной цели, тем не менее, по традиции жюри не могли не отметить их мастерство. Так, приз Духового оркестра РТ получил лучший трубач фестиваля Александр Сорвин из группы «Приправа», лучшим тромбоном стал Денис Студнов, получив в подарок альбом «Тува», приз за лучший традиционный вокал получил Кежик Успун – альбом «9 драгоценностей», лучшие барабаны (спец приз Мергена Чаян-Хоо) получила Байлак Монгуш, лучшей песней, посвященной Устуу- Хурээ, была признана песня Татьяны Ондар, за что певица получила книгу «История Тувы в документах», лучшей скрипачкой фестиваля стала Илона Ларина из группы «Дублин», Красноярск. Самую оригинальную номинацию фестиваля «Устуу-Хурээ» «Огненный дракон» получил Чингиз Монгуш. Он, так же как и Татьяна Ондар, в подарок получил книгу о истории Тувы.
Призы от газеты «Центр Азии» получили группы «Яранга» за баланс, Ара-Хоо, как самые озорные участники фестиваля, «Арбан» за сказание, группа «Приправа» – приз как эвилел фестиваля. Приз зрительских симпатий достался группе Амырга-Моос. А московская группа «Очелье Сороки» получила приз за лучший славянский музыкальный микс.
После того, как были розданы призы и дипломы фестиваля в разных номинациях, ведущий и гости в надежде, что этот фестиваль не будет последним, по традиции прокричали:
– До свидания 14-ый фестиваль «Устуу-Хурээ», здравствуй 15-ый.
Этой фразой закрывались все фестивали на протяжении 14 лет, будем надеяться, что прозвучит она еще не раз над стадионом Чадана.

Антон ПОСОХИН

Фото В.Лачугиной