"Устуу-Хурэээ": фестиваль продолжается

Газета Тувинская Правда 26.07.2012 N79

Второй день 14-го Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» начался с отборочного конкурса среди музыкальных групп и ансамблей, коих в этот день было заявлено больше тридцати. Конкурс проходил на так называемой «малой сцене», которая расположена прямо в палаточном лагере.


На фестиваль съехались музыканты не только из Тувы и России, но и из-за рубежа. Всего 997 человек. В основном, молодежь. Контингент собрался пестрый. Много «субкультурщиков» – за­всегдатаев подобных музыкальных фестивалей: хиппи, в ярких одеждах, с повязанными на головах тонкими лентами; кришнаиты, щеголяющие длинными дредлоками – толстыми косами заплетенных в плотные валики волос. Были и обычные с виду ребята, приехавшие в Дзун-Хемчикский район весело провести время, послушать живую музыку разных жанров и просто хорошо отдохнуть на природе без алкоголя. Да, именно так. И в лагере, и в Чадане на время проведения фестиваля введен «мораторий» на алкоголь.
Музыкальные коллективы, участвующие в конкурсе, с самого утра приступили к репетициям. Для гостей работает столовая, разбиты импровизированные лотки, в которых представлен богатый выбор сувениров: четок, кулонов, кожаных браслетов. В одном из них можно было приобрести медвежий коготь за весьма приличную цену. Что поделаешь – «трофей» довольно экзотический. Гости фестиваля могли почувствовать себя настоящими хиппи, приодевшись в эксцентричную одежду в стиле «этно». Многие не жалели денег и облачались в яркие и легкие наряды, как раз по погоде, – лагерь пекло солнце. Поэтому короткие туники, шорты «аладины», просторные футболки цвета павлиньего пера шли нарасхват. У вновь прибывших создавалось впечатление, что они переместились в эпоху 60-х – 80-х годов.
По соседству с лотошников, торгующих сувенирными изделиями и одеждой, Антон Кротов, большой знаток путешествий автостопом, продавал свои книги-пособия, содержащие инструкции для искателей приключений, путешествующих по миру с минимальными тратами на транспорт. Кротов – «автостопщик» со стажем, более двадцати лет колесит по Евразии, о себе говорит охотно.
– Настоящими путешественниками рождаются – тут нужен талант. Я – именно этот случай, – Антон явно не мучается скромностью. По его мнению, отсутствие денег – не помеха любителям странствий. – Если человек хочет увидеть мир таким, какой он есть, без прикрас, проникнуть в культуру местных жителей, автостоп – лучшее решение.
Имен но этим способом он добрался и сюда.
– Я бывал на многих фестивалях и в России, и за рубежом. «Устуу-Хурээ» – один из самых ярких.
Выступления коллективов начались во второй половине дня. Большинство из них специализируются либо в этнической, либо в рок-музыке. Например, гостья из Южной Америки исполняла мелодии с мотивами южноамериканских индейцев. Творчество полюбившейся зрителям группы «Очелье Сороки» сами исполнители определяют как «славянское этно». На фестивале «Устуу-Хурээ» «Сороки» впервые.
– Мы из Москвы, – рассказывает Ульяна Шулепина, главная солистка и гусляр группы, – добираться до вас нам пришлось сначала три дня в плацкарте поезда, потом – переезд через Саяны. Пришлось несладко: то жара, то холод. А тут еще – инструменты. Испытаний выпало не мало, но мы не жалеем, что приехали к вам. «Устуу-Хурээ» – неординарный фестиваль.
Тексты многих песен «Сорок» написаны на старославянском языке, но, по признанию Ульяны, группа осваивает и восточные мотивы. Один из ее исполнителей сейчас занимается горловым пением.
Кстати о хоомее. Порадовал своим выступлением и удивил даже бывалых хоомейжи гость из Страны восходящего солнца певец Рехэй, или как он себя называет сам «Терада». «Самурай», аккомпонируя себе на дошпулууре, исполнил две тувинские песни. Приняли их тепло. Он уже сошел со сцены с дошпулууром подмышкой, а зрители все аплодировали японскому хоомейжи. Ребята из «Кенгирге», коллектива чаданских горловиков, сказали, что Рехэй бесспорно является талантливым хоомейжи. Японец не только поет на тувинском языке, но и прекрасно изъясняется на нем.
– Три летних месяца я провожу в вашей республике, – признался нам Рехэй, – беру уроки тувинского языка и мастер-классы у ваших хоомейжи.
«Кенгирге» исполнила знаменитые горловые композиции, но со своей «изюминкой». Дело в том, что чаданский ансамбль назван в честь тувинского ударного музыкального инструмента кенгирге, издающего глухие звуки, похожие на раскаты шаманского бубна, только громче, тяжелее и протяжней. Именно этот инструмент – визитная карточка ансамбля, придающая его песням фирменное «кенгиргенское» звучания. Зрители были в восторге.
Ансамбли, победившие на «малой» сцене (а их девять, включая уже названные), дали концерт на «большой сцене», в которую превратился чаданский стадион. Концерт собрал толпы молодежи, как местной, так и гостей фестиваля.
После концерта, ближе к полуночи, народ стал вновь стягиваться в лагерь. Там уставших за день «фестивальщиков» ждало зажигательное файер-шоу под ритмичные звуки этнобарабанов и австралийского диджериду. А после выступления «факиров» вспыхнул большой костер, вокруг которого, камлая, танцевали шаманы. Достойный финал второго дня фестиваля. Но даже после этого молодежь не хотела расходиться по палаткам. До глубокой ночи в лагере играла музыка, звучали бубны и горели костры. Оказывается, отдыхать весело можно и без «зеленого змия».
К началу фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» дзунхемчикцы «привязали» районный наадым. В первый день праздника животноводов прошло награждение передовиков производства, состоялись конкурс юрт и турнир хурешистов по круговой системе. В программе среды – конные скачки и еще один турнир хурешистов, но уже по традиционной схеме: проиграл – «вылетаешь» из соревнования. Призом победителю станет автомобиль.
Антон ПОСОХИН

Фото Сергей КУЛИК