Москва - это вам еще не все

1 июля в Кызыл (Республика Тува) прилетел легендарный американский новоджазовый коллектив Sun Ra Arkestra, которым после смерти его создателя, пианиста и композитора Сан Ра (Херман Сонни Блаунт, 1914 - 1993), руководит еще одна легенда чикагского джазового авангарда - саксофонист Маршал Аллен.


Путешествие в центр Азии с самого начала стало для музыкантов целой серией "форс-мажоров". По прилету из Америки в Москву выяснилось, что потеряны четыре сумки с инструментами, включая раритетный саксофон. Оформление деклараций о потере багажа вместе с целой группой других потерпевших пассажиров рейса "Аэрофлота" Копенгаген-Москва, заняло часы. Когда все формальности были завершены, оказалось, что на ленту транспортера доставили не весь багаж. В числе додоставленных "остатков" и были обнаружены потерянные инструменты...
Пробки на выезде из аэропорта "Шереметьево" удлинили путь в "Домодедово" на час. Но самое экстремальное случилось в пути, когда лопнуло колесо автобуса, перевозившего музыкантов. Машину повело, и она чуть-чуть не была сбита проезжавшим рядом гигантом-грузовиком. Колесо меняли все вместе. По признанию джазменов, активно участвовавших в процессе, это было забавно - будет что вспомнить. В "Домодедово" авиакомпанией "Красэйр" музыкантам были переоформлены билеты на более поздний рейс, служащие аэропорта и пассажиры интересовались, откуда прибыла и куда направляется столь экзотичная группа. Сотрудница-регистратор решила, что это оркестр Дюка Эллингтона. Для ветеранов группы это - второе путешествие в Россию, впервые они были здесь в 1990 году и принимали участие в Московском мемориальном концерте, посвященном Юрию Гагарину (???! - по нашим сведениям, подкрепленным нашей вроде бы твердой памятью - на Первом московском международном джазовом фестивале! - ред.).
Спокойное отношение к любым непредвиденным обстоятельствам со стороны абсолютного большинства "Сан Ра Аркестра" объясняется самим стилем коллектива. Основатель ансамбля - легендарный Сан Ра - намеренно писал слово "оркестр" через "а", вся музыка создаваемого им ансамбля должна была быть неправильной, нарушающей все общепринятые каноны. По его замыслу, они должны были "взрывать" публику, производить сенсацию - так и было на протяжении почти 30 лет. С уходом из жизни в 1993 году Сан Ра руководство коллективом принял Маршал Аллен, которому в мае этого года исполнилось 80 лет. Стиль Аркестра при нем не претерпел изменений. Да и отношение к жизни прежним. В тот же день, 1 июля, в Чадане (Тува) открылся фестиваль живой музыки "Устуу-Хурээ".
В пригороде Чадана, на территории буддистского храма "Алдыы-Хурээ", в течение трех следующих дней располагался фестивальный лагерь и концертная площадка, на которой выступили более 30 составов. Как сообщил Оркгомитет, финские музыканты из группы саксофониста Йормы Тапио "Каски" летели в Туву через Абазу, американские музыканты из "Сан Ра Аркестра" прилетели через Москву после многочасовой задержки, в Чадан приехал киевский квартет "Больно далеко" и самарская группа "Нью А". Карельским музыкантам не удалось найти средства на проезд, но в день открытия "Устуу-Хурээ" они провели в Петрозаводске акцию поддержки фестиваля и попробовали прорваться с поздравлениями в он-лайн режиме. То, почему фестиваль пройдет не на живописной поляне, на берегу речки Чадан, а на территории Алдыы-Хурээ, рядом с трассой, автор проекта Игорь Дулуш объясняет просто: "Фестиваль наконец-то должен помог Чадану заработать денег. Само расположение фестивального лагеря у большой дороги дает эффект. Очень многие люди будут буквально "въезжать в фестиваль", жители западных кожуунов в эти дни будут проезжать в эти дни через фестиваль". По словам Игоря, расположение в черте города окажется не очень комфортным для музыкантов. "Будет очень трудно. Первые три дня фестиваля, которые будут проходить в Чадане, окажутся адской, тяжелой работой. Это жара, степь и 15 часов живого звука, выступление 30 составов за три дня. Тут же и скачки, и борьба, и поездка на Устуу-Хурээ с культурной программой. Очень насыщенный и до предела сжатый ожидается фестиваль. С 1 по 4 июля будет просто экстремальный объем мероприятий, а с 4 по 7 у музыкантов наконец-то появится возможность пообщаться на берегу озера Сут-Холь. Фестиваль, носящий имя разоренного буддистского храма "Устуу-Хурээ" (единого комплекса "Алдаа-Хурээ", "Устуу-Хурээ") задумывался для привлечения внимания к его развалинам. Шесть лет назад предполагалось, что на пожертвования возможно будет его восстановить... Однако по словам Игоря, такой объем работ непосилен ни для одного фестиваля, ни даже для всего района.
На вопрос, что же будет с фестивалем, когда под названием "Устуу-Хурээ" снова будет подразумеваться только храм, Игорь отвечает: "Фестиваль будет всегда. Духовную работу никогда нельзя ослаблять. Если построят храм, это будет прекрасно, когда рядом с ним будет красивый фестиваль, приносящий удачу. Фестиваль будет содействовать развитию международного туризма, привлечению средств. В этом году впервые за 6 лет проведения фестиваля он принес Чадану деньги. Очень много средств уже вложено в его благоустройство. "Устуу-Хурээ" все равно останется "Устуу-Хурээ".
3 июля фестиваль живой музыки "Устуу-Хурээ" грандиозным гала-концертом подвел черту своей официальной части. На следующий день кортеж автобусов и легковых машин отправился на озеро Сут-Холь, где в течение четырех дней у всех участников фестиваля будет возможность неформально пообщаться друг с другом не только на языке музыки.
Гран-При фестиваля, как и в прошлом году, останется в Туве. Он присужден группе "Алаш". Лучшей фольклорной группой стал ансамбль "Октай" , в прошлом году признанный "Надеждой Устуу-Хурээ". Целый букет наград получили гости. Инструментальные номинации собрали музыканты легендарного "Сан Ра Аркестра". Лучшим авангардным коллективом признана финская группа "Каски" саксофониста Йормы Тапио. Вкупе с самарской группой "Нью А" музыканты из благодарности к организаторам принялись качать главного инициатора фестиваля Игоря Дулуша.
Гала-концерт завершился в пять утра совместной импровизацией американских музыкантов и местной звезды - баяниста Мергена Сата.


Дина Оюн,
"Тува-онлайн"