В этой насыщенности его прелесть

Слышала, что «Устуу-Хурээ» - это настоящая СВОБОДА! От чего свобода??? Стало любопытно, вот и отправилась в незнакомый Чадан, на пятый международный фестиваль живой музыки и живой веры «Устуу-Хурээ», который обещал длиться с третьего по седьмое июля. Едем.


Целая бригада радийщиков и телевизионщиков ГТРК «Тыва». Все, кроме меня, уже в который раз едут на это мероприятие, они знают все "фишки" и проколы фестиваля, но и на этот раз ожидают чего-то необыкновенного. Мы обогнали двенадцать автобусов, в окнах которых вырисовывались задумчиво-романтичные лица участников и гостей фестиваля. Иностранцы, конечно, во все глаза созерцали окружающую красоту природы. Так и доехали до места главного события. Летняя сцена из свежих досок, которая была сооружена почти за день до фестиваля, расположилась на поляне бывшего пионерского лагеря. Город Чадан и поляну «Устуу-Хурээ» разделяли лишь узенький мостик и маленькая неглубокая речка. Игорь Дулуш, главный зачинщик этой большой музыкальной тусовки, встретил всех словами: «Уважаемые, располагайтесь компактнее, будут еще юрты, речка справа, кухня слева...». Очень хозяйственный и заботливый этот Игорь, наверное, подумали некоторые. Установив палатки, освоив территорию, осмотрев друг друга и раздарив улыбки до ушей, мы и не заметили, как подошло время торжественного открытия фестиваля.
Пятый международный фестиваль живой музыки и живой веры «Устуу-Хурээ» открылся большим карнавальным шествием по городу Чадаана. Поначалу я, было, чуть не расстроилась, казалось, что все это чаданцам глубоко безразлично. Небольшая и странно счастливая колонна сопровождала огромный КАМАЗ, покрытый красным полотном и подписанный названием фестиваля. Эта мощная машина, или махина, или передвижная сцена, будто символ, важно и чинно, медленно ехала по улицам города. Честно говоря, я сначала не поняла, куда попала: на праздник или на очень печальное мероприятие... не продумали символику, к месту било бы не красное, а желтое полотно - символ буддизма. Но, несмотря на это, участники и гости из США, Норвегии, Финляндии, Германии, Непала, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов и стран торжественно шагали, подняв таблицы с названиями своей страны. А чаданцы, оказывается, уже привыкшие к традициям «Устуу-Хурээ», вставали в ряды шествия только тогда. Когда колонна подходила ближе к их дому, видимо, не хотелось им томиться под солнцепеком, тем не менее, на их лицах были гордость и удовольствие. Это шествие длилось около трех часов, к концу оно превратилось в огромную праздничную толпу, и выглядело живописно: люди в национальных нарядах, артисты в масках мистерии Цам с тибетскими инструментами, иностранные музыканты с длинными косами, столичные журналисты с диктофонами, наблюдательные фотохудожники, чаданцы с детьми и омоновцы. Весь этот парад сопровождался внушительной музыкой, которую исполняли московские музыканты театра тибетской мистерии «Лунг-Та». Толпа обошла Чадан кольцом и дружно вернулась в лагерь, а там поджидали те, кто не осмелился пройти это расстояние, встретили они говорящим взглядом: «Ну, что устали? Жарко, да? Ой, какие вы пыльные!» Словно в ответ все только устало улыбнулись, и отправились отмываться в речке. Концерты с конкурсной программой на открытой сценической площадке начинались вечером, а, заканчивались глубокой ночью. Зрителей было очень много, звук был отличный, лучи из осветительных приборов вперемешку с пылью в темноте создавали мистический эффект, который усиливался музыкой, исполняемой конкурсантами. Кроме своих талантливых земляков, запомнились «Глухари на пороге вечности» и «Благовест» из Красноярска. Вокруг этих групп было много слухов, народ активно шептался о том, что они представители общины Виссариона, но после их выступлений все обсуждения закончились. Красноярцы были великолепны. Было очень интересно, на сцене выступали продвинутые московские музыканты, иностранцы со своей своеобразной музыкой чанцами воспринималась на бис, и прекрасные фолк-группы Тувы.
В этой насыщенности и состояла прелесть фестиваля. Выступали и новички, в основном, попсовые группы из кожуунов, которым сложно попасть на большую сцену, для них двери «Устуу-Хурээ», говорят, всегда будут открыты, выступят, на других посмотрят, возможно, чему-то научатся. Живая музыка прекрасна. Послушав, как поют Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш, «Алаш», «Чангы-Хая», «Ген-Дос» и многие другие замечательные исполнители именно в живую, больше понимаешь, прелесть тувинской музыки и вникаешь в ее суть. Было приятно осознавать, что ансамбль «Октай», исполняющий русский фольклор, воспевающий русские традиции - это наши тувинские ребята. Когда со сцены звучали мелодии разных народов, только здесь можно было понять, как замечательно то, что нас очень много и все мы очень разные, иначе не было бы столь прекрасных мелодий. Фестиваль «Устуу-Хурээ» собрал вокруг себя очень разных людей, но объединяло всех одно - творчество. Музыканты, журналисты и их операторы, поэты, фотохудожники, археологи - все имели вид заядлых туристов. Исключение - два журналиста: Сергей Маркус («Радио России), наш коллега из Москвы в столичном костюме и Надежда Антуфьева («Центр Азии») в огромной шляпе и своих потрясающих нарядах - сочно-синем бальном платье и знаменитом белом плаще «ЦА» - это голая, правда». Гости из Норвегии, Америки, Великобритании и прочих, прочих стран жили в юртах и палатках, питались из общего котла, днем купались в речке, а ночью грелись у костра. Выделялись немцы Уликэ и Ариопа, а финн Имре Кяхаре почти чисто говорил по-тувински. Один 22-летний англичанин Джона живет в Англии в тувинской юрте и пытается петь хоомей, француз Лоран Пако год атаковал интернетчиков Тувы с просьбой посетить Центр Азии, наконец, собрал деньги и приехал на фестиваль, он изучал хоомей по дискам и книгам.
Среди всей толпы музыкантов я обратила внимание на самого старшего конкурсанта Николая Шойзан-оола, который родом из Ак-Дуруга, ему уже за семьдесят, оказалось, он спортсмен-марафонец, отличный хоомейжи, к тому же, прошел пешком до Чадана шестьдесят с лишним километров, и это для него не предел. Таких людей, как Николай Шойзан-оол, сегодня редко встретишь в селе. Он не только занимается профессиональным бегом, но и йогой. Говорит, что здоровье - самое важное в жизни. Совершенно равнодушно относится к горячительным напиткам и пьяным компаниям. Мне показалось, что это тот самый человек, который умеет воссоединяться с природой, который считается СВОИМ в гуще лесов и в глубине тайги. После двух дней концертов, посещения храма, ночных распеваний у костров наступила финальная суббота. Состоялся хуреш, скачки, и, наконец, гала-концерт. Среди многочисленного фолка выделялась рок-группа «Амыр-Санаа», настоящий рок и очень социальные песни Александра Саржат-оола вызвали интерес у засаянских гостей. Сергей Маркус сказал, что их надо обязательно записывать в Москве.
Номинаций было много, всех не перечислишь. Самая главная награда - Гран -при фестиваля - оказалась у национального оркестра Республики Тыва под руководством Аяны Монгуш. Оркестр исполнил гимн буддистов России, песню "Мен Тува мен" и композицию «Сыгыт». В воскресенье утром уже чувствовалась приятная усталость от жизни в диких условиях и от перехлеста эмоций. То ли оттого, что все уже притерлись друг другу, то ли оттого, что захотелось вернуться к цивилизованной жизни с горячим душем, все перестали проявлять излишне вежливое внимание друг к другу. Но даже в этом была какая-то изюминка. Дни в Чадане уже умчались в прошлое.
Фестиваль живой музыки и живой веры «Устуу-Хурээ» стал настоящим праздником для творческих людей и для чаданцев, но в первую очередь, для профессиональных музыкантов. Закулисные дела, слухи, обсуждения остались за кулисами и должны там оставаться. Мы, зрители, увидели и поняли то, что фестиваль необходим, как воздух, нашему обществу. Сергей Маркус сказал, что у фестиваля есть социальный смысл, когда люди разных народов встречаются, восстанавливают духовные святыни, когда вместе поют, то душа человека перестает нуждаться в возбудителях псевдорадости, таких, как алкоголь или наркотики. На фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность в духовной пище, и ее мы находим в том, что чтим память предков, поклоняемся всевышнему в храме, который построили наши предки, и в том, что поем вместе. Только музыка по настоящему просветляет наши души.
Для меня слова «Устуу-Хурээ» - это СВОБОДА» стали истиной. Только чувство свободы у каждого возникло свое. И это нужно ощутить самому. Это четыре дня единения человека, его веры, природы и музыки.